Психолого-педагогические особенности детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа

Педагогика » Психолого-педагогические условия эффективности работы социального педагога с детьми в учреждениях интернатного типа » Психолого-педагогические особенности детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа

Страница 2

По данным исследований А. М.Прихожан, Н.Н.Толстых (1990), дети 7-8 лет, пришедшие из детских домов в школу, не умеют играть ни в сюжетно- ролевые игры, ни в игры с правилами, ни в игры – драматизации, в которых дети импровизируют на темы любых книг, мультфильмов, телепередач, Игры, которые их сверстникам доставляют радость, удовольствие, не доступны им по выражению и переживанию. В лучшем случае им доступны простейшие игры- манипуляции, характерные для более маленьких детей. Отсутствие игры в этом возрасте говорит об упущенных возможностях в этом возрасте. Которые вряд ли удастся восполнить.

Рисунки детей, воспитывающихся вне семьи, отражают влияние деривационных факторов, приводящих к нарушению глубинных связей между миром ребенка и миром взрослых, всем окружающим миром.

Дети из учреждений социально- педагогической поддержки проявляют в младшем школьном возрасте повышенную готовность выполнить любое задание учителя, воспитателя, взрослого. Исполнительность воспитанников облегчает в дальнейшем обучение детей. Желание обратить на себя внимание взрослого, заслужить его похвалу настолько велико у первоклассников из детского дома, интерната.

Приюта, что оно лежит в основе готовности детей выполнять учебные задания учителя. В то же время исполнительность сигнализирует об отсутствии адекватного отношения ученика к учителю, что отрицательно отражается на формировании полноценной учебной деятельности и развитии личности младшего школьника.

Воспитанники учреждений интернатного типа с раннего возраста живут в условиях гиперопеки, дефицита общения со взрослыми чрезмерной заботы со стороны взрослых. Ограниченное, групповое общение детей со взрослыми не предоставляет самостоятельности ребенку.

Дети младшего школьного возраста имеют отклонения в развитии интеллектуальной сферы, довольно часто не посещают школу, с трудом усваивают учебный материал, у них наблюдается задержка в развитии мышления. Неразвитость саморегуляции, умения управлять собой. Все особенности младших школьников приводят к отставанию в овладении учебными навыками и качеством учебной деятельности, ее успешности .

Особо следует остановиться на рассмотрении психолого-педагогических особенностях подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа.

Подростки характеризуются трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностью чувств, иждивенчеством, привычкой жить по указке других, сложностью во взаимоотношениях, нарушениями в сфере самосознания, усугублением трудностей в овладении учебным материалом, проявлением грубого нарушения дисциплины (бродяжничеством, воровством, различными формами делинквентного поведения). Для них характерны отклонения в общении с взрослыми, приводящие к переживанию своей ненужности, утрате своей ценности и ценности другого человека.

По данным социологических и психологических исследований, подростки группы риска имеют следующие особенности:

1. Отсутствие ценностей, принятых в обществе, – творчество, познание, активная деятельность в жизни. У них наблюдается убеждение в своей ненужности обществу, в невозможности добиться в жизни чего0то своими силами, своим умом и талантом, занять достойное положение среди сверстников, добиться материального благополучия;

2. Среди ценностей у них на первом месте - счастливая семейная жизнь, на втором - материальное благополучие, на третьем- здоровье; но эти ценности представляются им недоступными в жизни. Высокая ценность в сочетании с недосягаемостью порождает внутренний конфликт, один из источников стресса;

3. Повышенный уровень тревожности и агрессивности;

4. Изменение направленности интересов - свободное времяпровождение (в подъезде, на улице, и др.) .

Л.С. Выготский выделил несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков. К ним относятся:

1. Эгоцентрическая динамика – интерес к собственной личности;

2. Доминанта усилия – тяга подростков к сопротивлению, волевым напряжениям, что может проявляться в упрямстве, хулиганстве, борьбе против авторитетов, протесте и т.д.

3. Доминанта романтики - стремление к неизвестному, рискованному, к героизму .

Продолжение этих изменений в подростковом возрасте изучает Д.Б. Эльконин, который выделил симптомы развития. К ним относятся возникновение трудностей, в отношениях со взрослыми, (негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов). В это время дети начинают вести дневники, тайные тетради, в которых свободно независимо, самостоятельно выражают свои мысли и чувства.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Позиция учителя в дидактической поисковой модели
Предполагается организация педагогом развивающей комфортной среды для каждого ученика, а это означает постоянное развитие группы (ее ценностей, отношений) до уровня истинного коллектива. Чем на более высоком уровне развития находится группа, тем больше увеличиваются ее возможности в плане развития ...

Методические разработки по теме: Урок по теме: «Строение атома. Химическая связь»
Цели: обобщить и повторить знания учащихся по данной теме; выявить степень усвоения материала, уметь составлять электронные формулы атомов, схемы видов химической связи, решать творческие задания. Оборудование: периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева; портрет Д. И. Менделеева; кар ...

Опыт изучения ценностных ориентаций школьников на примере учащихся 6 а класса МОУ СОШ №1
Тема нашего исследования: ценностные ориентации учащихся. Цель исследования: изучить ценностно-мотивационную сферу учащихся. Для выявления ценностных ориентаций учащихся нами была использована методика «Ценностные ориентации» М. Рокича. Данная методика представляет собой тест личности, направленный ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru