Общие вопросы интеллектуального воспитания дошкольников

Страница 7

2. Физические упражнения для развития двигательных умений необходимы для расширения запаса основных видов двигательных действий, являющихся базовыми в двигательном развитии ребёнка (ходьбы, бега, прыжков, лазания, метания).

Как отмечают Т.С.Овчинникова, А.А.Потапчук, современные дети отличаются низкой степенью сформированное™ двигательных навыков, низкой моторной обучаемостью. Эти особенности, по их мнению, часто сопряжены с недостаточным развитием восприятия, внимания и памяти. Диспропорциональность развития, незрелость движений определяют различия во всех психомоторных актах и предопределяют недостаточный уровень качества их выполнения. Развитие двигательной сферы заключается в формировании сложнейших систем сенсорных коррекций (по Н.А.Бернштейну). Процесс выполнения любых действий требует постоянной регуляции неточностей и отклонений, которые возникают по ходу реализации действий. Эта регуляция осуществляется по следующей схеме:

отклонение реализуемого двигательного действия от запланированных характеристик;

регистрация величины отклонений органами чувств и передача сообщения об этом в центральную нервную систему;

внесение коррекций в планы и программы действий по ходу их исполнения;

передача сигналов о корректировке движений из центральной нервной системы к исполнительным органам, осуществляющим текущее двигательное действие.

Таким образом, в процессе овладения двигательным действием, помимо опорно-двигательного аппарата, участвуют и высшие психические процессы, обеспечивая положительное влияние на умственное развитие ребёнка.

3. Упражнения для развития физических качеств должны обеспечить формирование основных физических способностей, отражающих качественную сторону двигательных умений и навыков (скоростные, силовые, координационные способности; гибкость выносливость). С целью оказания положительного влияния на умственное развитие дошкольников особое внимание необходимо уделять развитию общих координационных способностей (дифференцировочной, ориентационной, ритмической и др.), включающих умение тонко и точно дозировать движения по усилию, направлению, времени, с целью формирования тонкой дифференцированной различительной чувствительности к временным, силовым, пространственным характеристикам движений. В этом случае двигательное и физическое развитие осуществляется как когнитивно-двигательное.

Перечисленные группы упражнений были отнесены к факторам, оказывающим опосредованное влияние на умственное развитие ребёнка в процессе его физического воспитания. За счёт оптимального формирования центров регуляции дыхания, кровообращения, обмена веществ, координации движений (сопряжения с одной стороны, тонких установочных движений глаз, мышц шеи, уха при улавливании сенсорной информации и, с другой стороны, движений рук, частей тела, мышц лица, губ, языка при двигательном ответе) достигается развитие не только опорно-двигательного аппарата, но и нервной системы, т.е. в процессе физического совершенствования создаётся основа для полноценного умственного развития ребёнка.

4. Действие физических упражнений для развития умственной сферы нацелено на формирование системы элементарных знаний об окружающих предметах и явлениях, сенсорное развитие; повышение уровня развития памяти, внимания, мышления, восприятия; увеличение словарного запаса, становление речи. Положительный эффект достигается путём сочетания двух компонентов: 1)двигательного действия и 2)упражнения направленного на умственное развитие ребёнка, реализуемого в форме дидактической игры или задания.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Информация по теме:

Компетентностно-деятельностный подход к обучению иностранным языкам в высшей школе
Отличительной чертой XXI века является то, что он назван ЮНЕСКО «веком полиглотов», т. е. знание не только одного, а нескольких иностранных языков становится необходимым условием образованности в информационном (постиндустриальном) обществе, Следовательно, важнейшим требованием к уровню и качеству ...

Проведение исследования с помощью компьютерной игры «Игры для Тигры» и традиционных методик в детском саду и их результаты
При проведении эксперимента мы разделили детей на две группы. С первой группой проводились занятия с использованием компьютера, а занятия со второй группой проводились с помощью традиционных методик. В своей работе мы использовали компьютерную программу «Игры для Тигры», которая была построена на о ...

Задачи, решаемые при введении проекционного чертежа
Первой группой таких задач является упражнения, раскрывающие, что неопределенность восстановления оригинала по чертежу устранена на проекционном чертеже. Учитель показывает, что на проекционном чертеже «точка» изображает только точку оригинала, «прямая» - прямую, «плоскость» - плоскость. На проекци ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru