2. Физические упражнения для развития двигательных умений необходимы для расширения запаса основных видов двигательных действий, являющихся базовыми в двигательном развитии ребёнка (ходьбы, бега, прыжков, лазания, метания).
Как отмечают Т.С.Овчинникова, А.А.Потапчук, современные дети отличаются низкой степенью сформированное™ двигательных навыков, низкой моторной обучаемостью. Эти особенности, по их мнению, часто сопряжены с недостаточным развитием восприятия, внимания и памяти. Диспропорциональность развития, незрелость движений определяют различия во всех психомоторных актах и предопределяют недостаточный уровень качества их выполнения. Развитие двигательной сферы заключается в формировании сложнейших систем сенсорных коррекций (по Н.А.Бернштейну). Процесс выполнения любых действий требует постоянной регуляции неточностей и отклонений, которые возникают по ходу реализации действий. Эта регуляция осуществляется по следующей схеме:
отклонение реализуемого двигательного действия от запланированных характеристик;
регистрация величины отклонений органами чувств и передача сообщения об этом в центральную нервную систему;
внесение коррекций в планы и программы действий по ходу их исполнения;
передача сигналов о корректировке движений из центральной нервной системы к исполнительным органам, осуществляющим текущее двигательное действие.
Таким образом, в процессе овладения двигательным действием, помимо опорно-двигательного аппарата, участвуют и высшие психические процессы, обеспечивая положительное влияние на умственное развитие ребёнка.
3. Упражнения для развития физических качеств должны обеспечить формирование основных физических способностей, отражающих качественную сторону двигательных умений и навыков (скоростные, силовые, координационные способности; гибкость выносливость). С целью оказания положительного влияния на умственное развитие дошкольников особое внимание необходимо уделять развитию общих координационных способностей (дифференцировочной, ориентационной, ритмической и др.), включающих умение тонко и точно дозировать движения по усилию, направлению, времени, с целью формирования тонкой дифференцированной различительной чувствительности к временным, силовым, пространственным характеристикам движений. В этом случае двигательное и физическое развитие осуществляется как когнитивно-двигательное.
Перечисленные группы упражнений были отнесены к факторам, оказывающим опосредованное влияние на умственное развитие ребёнка в процессе его физического воспитания. За счёт оптимального формирования центров регуляции дыхания, кровообращения, обмена веществ, координации движений (сопряжения с одной стороны, тонких установочных движений глаз, мышц шеи, уха при улавливании сенсорной информации и, с другой стороны, движений рук, частей тела, мышц лица, губ, языка при двигательном ответе) достигается развитие не только опорно-двигательного аппарата, но и нервной системы, т.е. в процессе физического совершенствования создаётся основа для полноценного умственного развития ребёнка.
4. Действие физических упражнений для развития умственной сферы нацелено на формирование системы элементарных знаний об окружающих предметах и явлениях, сенсорное развитие; повышение уровня развития памяти, внимания, мышления, восприятия; увеличение словарного запаса, становление речи. Положительный эффект достигается путём сочетания двух компонентов: 1)двигательного действия и 2)упражнения направленного на умственное развитие ребёнка, реализуемого в форме дидактической игры или задания.
Информация по теме:
Особенности применения силовых упражнений в физическом воспитании
школьников
В настоящее время в силовой подготовке юных спортсменов значительное место отводится применению различных атлетических упражнений, главным образом, динамического характера. Так, анализ учебно-методической литературы, программ и т.п. по силовой подготовке за последние 10 лет показал, что в них при п ...
Методические разработки по теме: Урок по теме: «Строение атома. Химическая
связь»
Цели: обобщить и повторить знания учащихся по данной теме; выявить степень усвоения материала, уметь составлять электронные формулы атомов, схемы видов химической связи, решать творческие задания. Оборудование: периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева; портрет Д. И. Менделеева; кар ...
Рекомендации
по проведению занятий в соответствии с ФГТ
Первоначальным является корректирование режима дня с учетом работы конкретного дошкольного учреждения. Примерный режим дня включает: - режимные моменты (утренняя гимнастика, прием пищи и др.); - игровая деятельность; - организованная образовательная деятельность; - прогулка; - самостоятельная деяте ...