Поскольку умственное развитие теснейшим образом связано с обучением важнейшей задачей исследования стало изучение содержания, форм, методов и средств, обеспечивающих достижение поставленной цели в процессе физического воспитания. А так же выяснение условий, которые являются наиболее благоприятными не только для двигательного, но и для умственного развития старших дошкольников.
Отличительной особенностью экспериментальной методики является последовательное прохождение взаимосвязанных структурных компонентов учебного процесса по физическому воспитанию, что должно обеспечить в итоге не только улучшение физических кондиций занимающихся, но и повышение уровня их умственного развития (Рис.1). Раскроем содержание каждого структурного компонента.
Цели и задачи. В практике дошкольного воспитания задачи умственного развития определены для традиционного набора учебных предметов, таких как математика, окружающий мир, конструирование и др. В то время как физическим воспитанием, как было отмечено, преимущественно решаются задачи совершенствования телесности.
Сложившуюся систему нельзя назвать достаточно эффективной, т.к. достичь гармоничного сочетания узкоспециализированных направлений, и избежать перекосов в воспитании, как показывает практика, трудно. Мы полагаем, что, только достигнув гармонии внутри каждой, отдельно взятой дисциплины, на основе взаимосодействия различных направлений воспитания, можно будет приблизиться к реализации идеальной цели - гармонично развитой личности. Для этого решать задачи умственного развития и физического совершенствования необходимо совместно.
Рис. 1. Структура учебного процесса направленного на умственное развитие детей 5-7 лет в процессе физического воспитания
Причём таким образом, чтобы решение задач умственного развития оказывало положительное влияние на двигательное развитие ребёнка, а решение задач двигательного совершенствования обеспечивало полноценное умственное развитие ребёнка (через обогащение знаний об окружающих предметах и явлениях, формирование сенсомоторных и психомоторных процессов, укрепление здоровья и т.д.). Иерархия целей учебного процесса по физическому воспитанию старших дошкольников представлена на рис.2.
Как видно на схеме, цель - содействие гармоничному развитию личности средствами физического воспитания, конкретизируется в двух блоках задач: общепедагогических и специфических.
1. Общепедагогические задачи направлены на:
а) умственное развитие детей посредством физических упражнений и подразумевают:
формирование системы элементарных знаний в области физической культуры и смежных областях знаний (основы анатомии, валеологии и т.д.);
развитие познавательных процессов, активизацию мыслительной деятельности;
сенсорное развитие посредством физических упражнений с применением спортивного и игрового оборудования;
становление речи, увеличение словарного запаса;
Рис.2
б) формирование личности в процессе физического воспитания, предусматривающее:
развитие творчества и воображения посредством движения;
Информация по теме:
Особенности развития у дошкольников представления о весе предметов и
способах его измерения
Развитие представление о массе предметов основывается на овладении ребенком «идеальным действием», которое включает 3 компонента: - ориентировочное (взять в руки, положить на направленные в верх ладони); - обследование-сопоставление (движение руками, имитирующие весы, - «взвешивание на ладони»); - ...
Персональный компьютер как средство обучения
Последние технические достижения часто находили применение в учебном процессе, и ПК в этом смысле не является исключением. Уже первые опыты применения ПК в учебном процессе показали, что использование вычислительной техники позволяет существенно повысить эффективность процесса обучения, улучшить уч ...
Определение понятия компетентности
Компетентность в языковом образовании нередко ассоциируется с понятием «коммуникативная компетенция», что лишь частично раскрывает его сущность. В наиболее общем понимании «компетентность» означает соответствие предъявляемым требованиям, установленным критериям и стандартам в соответствующих област ...