Общие вопросы интеллектуального воспитания дошкольников

Страница 8

Включение в учебный процесс по физическому воспитанию упражнений, направленных на развитие познавательных процессов, речи и связанных с ней высших символических функций, не только способствует умственному развитию детей, но и перестраивает, согласно определению Л.С.Выготского, «саму моторику», переводя её на «новый и высший этаж» и обеспечивая быстрое, осмысленное запоминание и воспроизведение двигательных действий, умение самостоятельно принимать решение и действовать в условиях стремительно меняющейся t окружающей обстановки, благодаря чему улучшается и двигательное развитие детей.

Методика интегрального умственного и двигательного развития средствами физического воспитания, построена на использовании всех свойств выделенных групп упражнений в их совокупности (рис.3) то есть, наибольшего положительного эффекта от упражнения можно ожидать в том случае, если оно отвечает требованиям каждой группы упражнений. Например, применение длительного равномерного бега по пересечённой местности с дополнительным заданием: запомнить для последующего воспроизведения маршрут (сколько раз и в какую сторону повернули), обеспечивает: 1)воспитание общей выносливости (развитие физических качеств); 2)стимулирование функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем (оздоровление), 3)совершенствование техники длительного бега (совершенствование двигательных навыков); 4)развитие памяти, внимания, пространственной ориентировки (стимулирование умственной деятельности).

Согласно логике нашего исследования далее необходимо осуществить обоснованный, с точки зрения поставленных задач, выбор методов и методических приёмов обучения. В дошкольной педагогике чаще используется классификация методов, основанная на выделении источника знаний: словесные, наглядные, практические. Расчленение методов на отдельные группы оправдано с точки зрения их теоретического осмысления, однако неудобно для практического применения. Специфика физического воспитания состоит в том, что в процессе обучения педагог одновременно или последовательно использует методические

Рис. 3. Средства умственного развития дошкольников в процессе физического воспитания

приемы, относящиеся к разным группам методов. При этом одни приёмы можно условно назвать «ведущими», а другие «вспомогательными». На физкультурных занятиях ведущими являются практические методы обучения, в частности, метод упражнения (целостного или расчленённого). Исходя из этого, мы сочли целесообразным представить возможные варианты; последовательного сочетания методов, активизирующих мыслительную деятельность детей при обучении двигательным действиям (табл. 4).

Опираясь на содержание представленной таблицы, педагогу, при подготовке к занятию, достаточно выбрать последовательность приёмов, оптимальных для решения обозначенных им задач.

Таблица 4

Варианты сочетания различных групп методов, активизирующих мыслительную деятельность детей при обучении двигательным действиям

Практические методы

Словесные, наглядные методы

ведущие приёмы

вспомогательные приёмы

Выполнение

упражнения

строго

регламентиров

анного или

частично

регламентиров

анного

(игрового,

соревнователь

ного)

После показа (имитации движений животных) педагогом или товарищем

Самостоятельно или с непосредственной помощью педагога,

товарища

В сочетании с анализом и коррекцией ошибок (педагогом или товарищем) по ходу выполняемого действия или после его

завершения

С возможной

опорой на:

- зрительные

ориентиры

(предметы,

разметку,

схемы);

-на слуховые

ориентиры

(музыку,

песни,

звуковые

сигналы)

После показа педагога, сопровождающего действия словесной инструкцией (рассказом, указаниями, уточнениями, объяснениями, вопросами и т.д.). Словесную инструкцию могут давать дети (самостоятельно или с помощью взрослого), комментируя действия педагога

После словесной инструкции (разбора, анализа, наводящих вопросов, образного сюжета, загадки, рассказа, пояснений, указаний) педагога

После изучения схематического изображения (картины, рисунка, схемы, фотографии) двигательного действия

После поиска способов выполнения двигательного действия, руководствуясь сформулированной педагогом проблемной ситуацией: перейти «болото» не замочив ног

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Информация по теме:

Проведение констатирующего эксперимента по изучению сформированности речевых умений детей 2 — 3 летнего возраста
Проведение констатирующего эксперимента, направленного на изучение уровня сформированности речевых умений детей, осуществлялось методом исследования, состоящего из диагностических ситуаций. Блок диагностических ситуаций: «Пассивный взрослый» «Совместная игра со взрослым» «Совместное разглядывание к ...

Виды агрессии
Агрессивность многолика. По направленности агрессивность может быть внешней, характеризующейся открытым проявлениям в адрес конкретных лиц (прямая агрессия) или на безличные обстоятельства, предметы, социальное окружение (смещенная агрессия), а так же внутренний, характеризующейся выражением обвине ...

Основные цели и задачи деятельности социального педагога учреждениях интернатного типа
Рассмотрим социально-педагогическую деятельность социального педагога в детском доме. Целью социально-педагогической деятельности является социализация воспитанников детского дома. Эта цель может быть реализована путем выполнения различных задач. Деятельность социального педагога начинается с опред ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru