Общие вопросы интеллектуального воспитания дошкольников

Страница 8

Включение в учебный процесс по физическому воспитанию упражнений, направленных на развитие познавательных процессов, речи и связанных с ней высших символических функций, не только способствует умственному развитию детей, но и перестраивает, согласно определению Л.С.Выготского, «саму моторику», переводя её на «новый и высший этаж» и обеспечивая быстрое, осмысленное запоминание и воспроизведение двигательных действий, умение самостоятельно принимать решение и действовать в условиях стремительно меняющейся t окружающей обстановки, благодаря чему улучшается и двигательное развитие детей.

Методика интегрального умственного и двигательного развития средствами физического воспитания, построена на использовании всех свойств выделенных групп упражнений в их совокупности (рис.3) то есть, наибольшего положительного эффекта от упражнения можно ожидать в том случае, если оно отвечает требованиям каждой группы упражнений. Например, применение длительного равномерного бега по пересечённой местности с дополнительным заданием: запомнить для последующего воспроизведения маршрут (сколько раз и в какую сторону повернули), обеспечивает: 1)воспитание общей выносливости (развитие физических качеств); 2)стимулирование функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем (оздоровление), 3)совершенствование техники длительного бега (совершенствование двигательных навыков); 4)развитие памяти, внимания, пространственной ориентировки (стимулирование умственной деятельности).

Согласно логике нашего исследования далее необходимо осуществить обоснованный, с точки зрения поставленных задач, выбор методов и методических приёмов обучения. В дошкольной педагогике чаще используется классификация методов, основанная на выделении источника знаний: словесные, наглядные, практические. Расчленение методов на отдельные группы оправдано с точки зрения их теоретического осмысления, однако неудобно для практического применения. Специфика физического воспитания состоит в том, что в процессе обучения педагог одновременно или последовательно использует методические

Рис. 3. Средства умственного развития дошкольников в процессе физического воспитания

приемы, относящиеся к разным группам методов. При этом одни приёмы можно условно назвать «ведущими», а другие «вспомогательными». На физкультурных занятиях ведущими являются практические методы обучения, в частности, метод упражнения (целостного или расчленённого). Исходя из этого, мы сочли целесообразным представить возможные варианты; последовательного сочетания методов, активизирующих мыслительную деятельность детей при обучении двигательным действиям (табл. 4).

Опираясь на содержание представленной таблицы, педагогу, при подготовке к занятию, достаточно выбрать последовательность приёмов, оптимальных для решения обозначенных им задач.

Таблица 4

Варианты сочетания различных групп методов, активизирующих мыслительную деятельность детей при обучении двигательным действиям

Практические методы

Словесные, наглядные методы

ведущие приёмы

вспомогательные приёмы

Выполнение

упражнения

строго

регламентиров

анного или

частично

регламентиров

анного

(игрового,

соревнователь

ного)

После показа (имитации движений животных) педагогом или товарищем

Самостоятельно или с непосредственной помощью педагога,

товарища

В сочетании с анализом и коррекцией ошибок (педагогом или товарищем) по ходу выполняемого действия или после его

завершения

С возможной

опорой на:

- зрительные

ориентиры

(предметы,

разметку,

схемы);

-на слуховые

ориентиры

(музыку,

песни,

звуковые

сигналы)

После показа педагога, сопровождающего действия словесной инструкцией (рассказом, указаниями, уточнениями, объяснениями, вопросами и т.д.). Словесную инструкцию могут давать дети (самостоятельно или с помощью взрослого), комментируя действия педагога

После словесной инструкции (разбора, анализа, наводящих вопросов, образного сюжета, загадки, рассказа, пояснений, указаний) педагога

После изучения схематического изображения (картины, рисунка, схемы, фотографии) двигательного действия

После поиска способов выполнения двигательного действия, руководствуясь сформулированной педагогом проблемной ситуацией: перейти «болото» не замочив ног

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Информация по теме:

Педагогическое проектирование системы личностно ориентированных дидактических игр
Применение технологий обучения обеспечивает логическую последовательность постановки и решения педагогических задач на основе выбора содержания, форм, методов и средств обучения, адекватного целям подготовки будущего учителя технологии и предпринимательства. Неслучайно поэтому, внедрение педагогиче ...

Программа «Гуманизация жизни детей и взрослых в дошкольном учреждении»
В этом параграфе мы воспользуемся результатами опыта работы Н.П. Гришаевой, старшего научного сотрудника Института социологии РАН г. Москвы. Социологические исследования, проведенные ею в дошкольной среде на протяжении 1983 – 1997 годов, выявили следующие противоречия. Родители приводят ребёнка в д ...

Психокоррекционные группы, возможности их применения в педагогической практике
Психокоррекция может иметь индивидуальные и групповые формы. Первые предполагают работу психотерапевта и клиента один на один, а вторые -одновременную работу психотерапевта с группой клиентов. Группы людей, создаваемые с психокоррекционными целями, могут быть следующих основных типов: 1.Т-группы (г ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru