Природа как общечеловеческая ценность

Страница 1

Форум в Рио-де-Жанейро – глобальный взгляд на планету

В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась конференция ООН по окружающей среде – грандиозное событие мирового масштаба, в рамках которого 179 государств-участников анализировали результаты «экологического двадцатилетия» (1792 – 1992 гг.) планеты. Отмечалось, что проводимые ранее мероприятия носили локальный характер и не оказали существенного влияния на изменение экологической ситуации в мире. Было также констатировано, что экономика развитых стран расточительна по своей сущности, ее модель не может быть рекомендована развивающимся странам. Форум в Рио выделил важные аспекты целостного развития человечества на планете.

Форум в Рио – это осмысление мировым сообществом глобальных экологических проблем, выражающему угрозу всему живущему на Земле. Важным аспектом форума стал разговор о человеческом факторе – значении всех и каждого в реализации решений, выработанных на нем.

«Все, кто участвовал в этом замечательном событии, - заявил Морис Стронг, - несут ответственность за то, чтобы дорога после Встречи на высшем уровне на деле стала путем к более стабильному, безопасному и справедливому будущему для всего человечества».

Человеческий фактор – это экологическое мышление, экологическое сознание, экологическая культура всех тех, от кого зависит выполнение программы конференции ООН в Рио:

властные структуры должны ратифицировать документы форума, выработать программы и реализовать их на своих территориях;

неправительственные организации могут играть важную роль в формировании политики в области окружающей среды;

представители делового мира, ученые, фермеры, трудящиеся в профсоюзы могут способствовать повышению эффективности использования природных ресурсов, земель и водных запасов;

женщины, обладающие знаниями и опытом в деле рационального использования и охраны природных ресурсов, могут оказать неоценимую помощь в решении вопросов окружающей среды;

молодежь и дети, составляющие почти треть населения планеты, должны иметь возможность высказать свое мнение: в стратегии развития следует обеспечить права молодежи на природные ресурсы, программы и мероприятия развития должны гарантировать ей безопасное будущее.

Совершенно очевидно, что человеческий фактор на данном этапе планетарного развития приобретает решающее развитие, поэтому необходимы просвещение всей категории населения, подготовка кадров по возможным проблемам окружающей среды.

Участники Форума в Рио обсуждали перспективу и программу развития цивилизации в новом тысячелетии. Была принята Концепция устойчивого развития как новая стратегия природопользования, новая стратегия выживания человечества во взаимодействии с природой.

Устойчивое развитие в этой Концепции определяется как развитие, позволяющее обеспечить стабильный экономический рост без деградации природной среды и способное удовлетворить потребности как ныне живущих, так и будущих поколений людей. Для такого развития необходимо осознание всем человечеством сохранения исторически сложившейся естественной среды обитания, сохранения природно-ресурсного потенциала биосферы как фактора выживания цивилизации и каждого человека в отдельности.

Экономический аспект устойчивого развития предполагает, прежде всего уменьшение потребления природных ресурсов биосферы, изменение производственно-хозяйственной деятельности, т.е. ее рационализация, усовершенствование посредством использования новы технологий.

Экологический аспект устойчивого развития особенно значим. В настоящее время всем очевидна опасность сложившейся в мире экологической ситуации: если не остановить деградацию природы, которая происходит под влиянием человеческой деятельности, то сам факт традиционного существования биосферы и выживания современной цивилизации окажется под вопросом.

В настоящее время планету одолевают природные и антропогенные катаклизмы. Природные – извержения вулканов, цунами, сильнейшие ливни и наводнения рек, ураганы. Антропогенные (технологические) – это очевидный результат совокупной деятельности населения планеты. Человечество стало планетарной силой, которая может изменить привычный бег времен.

Что же нужно для того, чтобы достигнуть высокого качество жизни и начать подниматься по ступенькам новой цивилизации? Философы и экологи однозначно отвечают – необходима массовая экологическая культура. Путь к ее формированию – это дальнейшее развитие экологического образования:

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Условия развития одаренности детей
Личность одаренного ребенка несет на себе явные свидетельства его незаурядности, так как и уровень, и индивидуальное своеобразие деятельности ребенка определяется прежде всего его личностью. Понимание личностных особенностей одаренного ребенка особенно важно в случаях так называемой скрытой одаренн ...

Методика воспитания культуры умственного труда младших классов
Воспитание культуры умственного труда осуществляется как в ходе учебного процесса, так и во внеурочной деятельности учащихся. Основными направлениями в решении задач обучения учащихся умению учиться являются реализация межпредметной схемы разъяснения общих вопросов учебно-познавательной деятельност ...

Проблемное обучение и его роль в активизации мыслительной деятельности
В проблемном обучении процесс учения в определенной мере сближается с исследовательским процессом: самостоятельности мышления учащихся достигает в работе над решением задач все более высокого уровня. Именно благодаря развитию самостоятельности действия путем выполнения разного рода самостоятельных ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru