За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное.
Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду.
Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребёнка. Здесь он получает образование, приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако, насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.
Глубокие изменения во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения произошли в 90-е годы ХХ века. Это было связано с реформой образования, которая отразилась и на системе дошкольного воспитания. Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней.
Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.
Цель работы: изучить и кратко охарактеризовать основные государственные законодательные документы о единстве семейного и дошкольного общественного образования.
Государственные законодательные документы о единстве семейного и дошкольного общественного образования
Семья и ДОУ – два воспитательных феномена, каждый из которых дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для его вхождения в мир социальных отношений, общественное дошкольное воспитание создано как институт помощи семье в воспитании и образовании ребенка.
В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов.
Основные законодательные документы, в рамках которых отмечается единство семейного и дошкольного общественного образования включает:
1) Декларация прав ребенка.
2) Конвенция ООН о правах ребёнка (1989).
3) Конституция РФ.
3) Семейный кодекс.
4) ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
5) Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1.
6) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23.11.2009. №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
7) Концепции дошкольного воспитания.
8) Типовое положение о ДОУ и др.
9). Устав ДОУ.
Проведенный анализ нормативных документов, регулирующих преемственность семейного и общественного воспитания, выявил следующее.
Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.
Информация по теме:
Рабочая программа производственного обучения
Программа производственного обучения – это документ, определяющий содержание производственного обучения по определенной профессии и специальности, круг умений и навыков, подлежащих усвоению учащимися. Программа производственного обучения разрабатывается на основе Государственного стандарта начально ...
Особенности развития памяти у младших школьников
С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей. Именно на основе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования младше ...
Имиджевые
характеристики педагога
B современных исследованиях понятие имидж педагога, учителя трактуется неоднозначно. Авторы акцентируют внимание на отдельных его сторонах. Когда речь идет об имидже учителя, педагога, за основу берется социально-психологический контекст, рассматривается его проявление в ситуациях взаимодействия уч ...