Задачи математического образования в подростковой школе

Исследователи развивающего обучения Б.Д. Эльконин и И.Д. Фрумин полагают, что “учебная деятельность в подростковом возрасте должна быть продолжена как учебно-эксперементальная”, в которой предметом являются условия существования и границы предметной области, описываемой через некое исходное отношение. “Учеба подростка должна быть в основном игрой с границами понятия как системы, своеобразной игрой в допущения, гипотезы и их проверку”. На материале математики это означает, что подростковая школа должна стать этапом освоения учебно-исследовательской деятельности, которая предполагает пробность и поисковость. На этом этапе развития учебной деятельности изменяется содержание математического образования, его целью становится освоение математики как вида деятельности. Кроме этого подростковая школа должна стать этапом постепенного выращивания из коллективного субъекта учебной деятельности индивидуального субъекта.

Заметим, что учебная деятельность не является ведущей в подростковом возрасте и не определяет развития. Психологи утверждают, что «для подростка …ведущей воспроизводящей деятельностью является общественно-значимая деятельность» . Основные интересы подростка лежат либо в «пространстве общения», либо в таких предметах учебного пространства, которые отличаются прагматичностью (обучение езде на машине) или психологичностью (обучение ответственности, «урок разговора по душам»). И, конечно, обучение математике не лежит в области запросов подростков, а сама математика не рассматривается ими как значимая деятельность. Анализ областей интересов, предложенных самими подростками, позволяет предположить, что интересными и значимыми для них являются такие формы взрослых деятельностей, которые в современной социокультурной ситуации естественным образом представлены как взрослые. По отношению к ним можно построить образование как удовлетворение запросов подростка.

Однако, математическая деятельность относится к тем профессиональным деятельностям, которые требуют специальной работы взрослого по их представленности.

Позитивное здесь – готовность подростка к тем видам учебной деятельности, которые делают его более взрослым в его собственных глазах. Такая готовность может быть одним из мотивов учения. Одной из возрастных особенностей учащихся является утрата интереса подростка к классно-урочной форме работы и освоенным учебным отношениям. Для подростков становятся привлекательными самостоятельные формы занятий. Подростку это импонирует, и он легче осваивает новые способы действия, когда учитель лишь помогает ему.

В соответствии с представлениями о ведущей деятельности учебно-исследовательская математическая деятельность может быть освоена подростком только как общественно значимая. Для младших подростков (6 класс) общую значимость можно создать внутри школы, посредством разработки “мест”, задающих значимость.

Таким образом, задачами математического образования в подростковом периоде являются:

Введение новых основных средств изучения понятий.

Включение подростка в такие формы, где бы формировался интерес к занятию математическим исследованием (такой формой может являться математический клуб).

Формирование образовательного запроса, который не складывается стихийно.

Реализация этих задач возможна в рамках математического творчества.

Информация по теме:

Речевая ситуация. Типы речевых ситуаций
Важным компонентом содержания обучения русскому языку как иностранному (РКИ) является речевое умение, под которым понимают способность выражать и понимать высказывание, основываясь на знаниях и владении навыками использования языковых средств в речи. В процессе изучения иностранного языка особые тр ...

Исторические основы активных методов обучения
Под «содержанием образования» понимают типы деятельности, которыми должен овладеть человек, необходимые знания о мире, а также знания о способах получения этих знаний. Существующее сегодня содержание образования ориентировано главным образом на получение сведений, количество которых растет (разбуха ...

Перечень учебно-производственных работ
Будущая работа учащихся на производстве по специальности всегда связана огромным разнообразием работ (изделий), которое не может быть учтено заранее. В программе определяется только общее содержание и объем учебного материала по теме, следовательно, мастер должен запланировать, на каких работах буд ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru