Динамика уровня сформированности словообразования у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и в норме

Педагогика » Обучение словообразованию детей дошкольного возраста со стертой дизартрией » Динамика уровня сформированности словообразования у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и в норме

Страница 2

Наиболее простым показалось детям выполнение задания на словообразование уменьшительно-ласкательных существительных и прилагательных, образование названий детенышей животных. Следует считать, это связано с тем, что в речевой практике детей этот материал является часто встречающимся. Играя друг с другом в группе, дети используют уменьшительно-ласкательные существительные по отношению к животным (слон-слоник, собака-собачка), к неодушевленным предметам (стол-столик, стул-стульчик), и в отношении другого человека (хороший - хорошенький, красивый - красивенький).

Для повышения эффективности работы логопеда по обучению детей дошкольного возраста со стертой дизартрией словообразованию нами были разработаны методические рекомендации.

Неправильное использование лексико-грамматических средств языка ребенком с лёгкой степенью дизартрии обусловлено артикуляторными затруднениями и смазанной невнятной речью, недоразвитием фонематического слуха, слабостью слухового восприятия и контроля, нарушением звукопроизношения. Поэтому, коррекционно-логопедическую работу по формированию лексико-грамматического строя речи детей с лёгкой степенью дизартрии осуществляли с учетом ряда принципов:

Принцип взаимосвязи, взаимообусловленности и параллельности процесса коррекции звукопроизношения, формирования фонетико-фонематической системы, лексико-грамматического строя речи, развития психических процессов.

Принцип формирования и развития мотивации ребенка к совершенствованию звучания своей речи.

Принцип формирования фонетической системы, начиная с просодических компонентов – темпа, ритма, интонации, посредством развития мышечно-двигательных ощущений (единство речи и движения под музыку), которые помогают нормализовать внутренний ритм ребенка.

Принцип формирования артикуляционного праксиса.

Для обучении детей со стертой дизартрией словообразованию целесообразно использовать логоритмические средства:

игры-упражнения, игры-превращения для регуляции мышечного тонуса;

упражнения с использованием слухового контроля и ритмических движений (ходьба, прыжки, хлопки, притопывание) для нормализации ритма речи и движений детей;

речевые стихотворные упражнения с одновременным выполнением действий (для развития словаря и закрепления определенных грамматических категорий);

подвижные игры, направленные на формирование лексико-грамматической стороны речи, («Земля, вода, огонь, воздух» - цель: активизация словаря детей за счет употребления существительных по темам «Рыбы», «Птицы», «Дикие и домашние животные»; «Построй шеренгу, круг, колонну» - цель: активизация словаря детей за счет прилагательных, глаголов; «Прятки» - цель: практическое употребление в речи простых и сложных предлогов, их выделение из предложений).

Поскольку у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал следует предъявлять в ярком, интересном и доступном для ребёнка виде. В этом случае становится особенно целесообразным применение информационных и компьютерных технологий. Предоставление ребёнку информации в привлекательной форме не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Коррекционные занятия с использованием информационных технологий вызывают у детей особый интерес. Такие занятия, несомненно, требуют творческого подхода учителя-логопеда, как при подготовке к нему (разработка мультимедийных слайдов по лексической теме, составление творческих заданий для детей), так и его проведению.

Таким образом, после проведения коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие словообразовательных умений, можно сделать вывод о том, что коррекционно-логопедическая работа на этапе формирующего эксперимента прошла успешно. Цель исследования достигнута, а его гипотеза подтвердилась.

Распространенным речевым нарушением среди детей дошкольного возраста является стертая дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту. Она часто сочетается с другими речевыми расстройствами (заиканием, общим недоразвитием речи и др.). Это речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы, и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.

Выраженные нарушения звукопроизношения при стертой дизартрии с трудом поддаются коррекции и отрицательно влияют на формирование фонематической и лексико-грамматической сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей. Своевременная коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психологической готовности детей к обучению в школе, создает предпосылки для наиболее ранней социальной адаптации дошкольников с нарушениями речи. Это крайне важно, так как от постановки правильного диагноза зависят выбор адекватных направлений коррекционно-логопедического воздействия на ребенка со стертой дизартрией и, эффективность этого воздействия.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Диагностика определяющей рефлексии
Диагностика, которая проводилась в пятом классе, является пробной, так как мы воспользовались диагностикой определяющей рефлексии по отношению к себе для 1-3 классов, но изменили и усложнили задания и вопросы в соответствии с возрастом. Набор задач для 5 класса представлен в приложении 1. В работе ...

Сущность проблемного обучения
Сегодня наиболее перспективным и соответствующим социально-экономическим, а также и психологическим условиям является проблемное обучение. Его трактуют и как принцип обучения, и как новый тип учебного процесса, и как метод обучения, и как новую дидактическую систему. Под проблемным обучением обычно ...

Методические системы изучения поэзии Есенина в школе
Изучению творчества Сергея Есенина в школе уделяется не много внимания. Этой проблемой занимаются Н.И. Шубникова-Гусева, М.А. Бондаренко, Г.Э. Голышева и др. В своей статье "Творчество С.А. Есенина в школе" доктор филологических наук Наталия Игоревна Шубникова-Гусева раскрывает проблемы и ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru