Методика закрепления и проверки знаний учащихся о хронологии

Педагогика » Формирование у учащихся представлений об историческом времени » Методика закрепления и проверки знаний учащихся о хронологии

Страница 1

Работа по изучению и использованию хронологии органически включается в общую систему обучения истории на всех этапах учебного процесса: при первоначальном изучении материала, его закреплении, повторении, обобщении и оперировании им. Это распространяется как на IV-V, так и на последующие классы.

Для сознательного, прочного усвоения и оперативного применения учащимися хронологических знаний необходима активизация их внимания, мыслительной деятельности, а также известные усилия по запоминанию хронологии и способов действий с нею. Учащиеся легче, а главное, прочнее усваивают хронологию при мобилизации их зрительной, слуховой и моторной памяти; это относится как к первоначальному сообщению хронологического материала, так и к применению его в беседе, в ответах и при выполнении заданий в классе и дома. Все вышеизложенное указывает на необходимость систематической работы по изучению хронологии с целенаправленным и гибким использованием разнообразных средств и приемов.

Учитель в процессе изложения материала фиксирует внимание учащихся на называемых им датах. Этому могут служить само построение фразы и интонация, которыми учитель выделяет хронологические даты. Этому же служит предложение учащимся самим найти дату в хронологической таблице. Усвоению называемой даты способствует увязка ее с хронологическими знаниями школьников, для чего учитель предлагает вопрос: сколько времени прошло с такого-то события? Или: сколько времени продолжалась, например, война? А затем или сам отвечает на вопрос, или привлекает к ответу школьника. Учитель может датировать факт, отправляясь от известной учащимся даты: «Произошло через 7 лет после . В каком это было году?». Данные приемы не только фиксируют внимание на хронологической дате, но помогают школьникам включить факт и его дату в систему их знаний. При редкой хронологической канве полезно сообщенную дату сейчас же связать с веком или его частью. Однако при эмоциональном рассказе о волнующих событиях перебивать его хронологическими расчетами нецелесообразно. Хронологический материал обязательно привлекается в ходе беседы и опроса. Учитель приучает школьников датировать, без напоминания с его стороны, все называемые ими факты. Он предлагает сосчитать длительность процессов, найти синхронные факты.

Важным средством первоначального сообщения хронологии и последующего закрепления ее в памяти служит в обучении истории классная доска. Как правило, каждая названная учителем хронологическая дата записывается на доске им самим или по его поручению учеником. Цифры должны быть четкими, хорошо видными с задних парт. Наиболее важные даты записываются более крупными цифрами, подчеркиваются или заключаются в рамку. Последовательные даты размещаются вертикальной колонкой, синхронные даты - на одном горизонтальном уровне. При записи дат событий, происходивших в западных и восточных странах, первые помещаются слева, вторые - справа.

Доска и мел служат усвоению хронологии не только при первоначальном изучении материала, но и в процессе последующего - его закрепления и осмысления. Учащиеся выполняют задание на доске или на пленке кодоскопа, на бумаге. Связанные с временной локализацией фактов задания очень разнообразны. К ним относится составление тематических хронологических рядов (комплексов), например хроника событий истории ВКЛ, внутренней политики, войн. Не все перечисленные факты должны быть датированы, но обязательно должна быть соблюдена их хронологическая последовательность. Возможны задания, предусматривающие обозначение исторических периодов с их датированием, составление одним или несколькими учащимися синхронистической таблицы. Важно, чтобы задания требовали от учащихся не простого припоминания хронологии, а самостоятельного тематического их отбора. В IV-V классах, где многие школьники плохо пишут на доске, можно ограничить запись только хронологическими датами; соответствующие же факты ученики называют устно. В этих классах часто дается задание написать не только годовые даты, но также века, а иногда и тысячелетия, к которым они относятся. Подобные записи являются своеобразными наглядными пособиями, закрепляющими в памяти хронологические знания и способствующими осмыслению фактов.

По хронологии даются преимущественно задания, выполнение которых подготавливает учащихся к усвоению нового материала, устанавливая преемственность между ранее приобретенными и новыми знаниями. Так, составляется комплекс фактов, характеризующих процесс, продолжение которого будет изучаться на уроке, или характеризующий условия, под влиянием которых происходили события, изучаемые, на уроке. Например, при изучении вопросов культуры комплекс фактов социально-политической истории характеризует тот фон, на котором и под влиянием которого развивалась культура. Иногда при изучении истории одной страны актуализируются знания важнейших фактов истории другой страны в то же время (например, Англии и Франции во второй период средневековья). При наличии непосредственной связи между содержанием задания и новой темой учитель не стирает написанного, а при изложении материала или в эвристической беседе опирается на него, устанавливая преемственные связи с ранее изученным. Составлению тематических хронологических комплексов могут служить также самодельные карточки и наборное полотно с кармашками для них.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Опыт изучения ценностных ориентаций школьников на примере учащихся 6 а класса МОУ СОШ №1
Тема нашего исследования: ценностные ориентации учащихся. Цель исследования: изучить ценностно-мотивационную сферу учащихся. Для выявления ценностных ориентаций учащихся нами была использована методика «Ценностные ориентации» М. Рокича. Данная методика представляет собой тест личности, направленный ...

Особенности развития сюжетно-ролевой игры в среднем дошкольном возрасте
В среднем дошкольном возрасте основой сюжетно-ролевой игры становится творческое преобразование детского опыта. Содержание сюжетных игр обогащается: от разыгрывания бытовых сюжетов ребенок переходит к отражению взрослых профессиональных отношений, появляются сюжеты с фантастическими элементами. Пед ...

Виды аудиторских занятий в профессиональной школе
Основными видами организации обучения в профессиональных школах являются аудиторная работа, самостоятельная работа студентов, контролируемая самостоятельная работа студентов, практическое обучение, обучение в дистанционном режиме. Аудиторная работа – работа под руководством преподавателя в учебных ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru