Наша российская педагогика рассматривает нравственное воспитание как активный целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек нравственного поведения с первых лет жизни ребенка.
В детском саду этот процесс осуществляется в духе нравственных принципов, с учетом возрастных особенностей дошкольников. Конкретно нравственное воспитание выражается в формировании основ тех моральных качеств, которые необходимы будущим гражданам современного общества.
Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности. К семи годам уже достаточно четко прослеживается направленность личности ребенка как показатель уровня его нравственного развития.
Основной теорией нравственного воспитания является «Золотое правило нравственности» - одна из древнейших нравственных заповедей, содержащаяся в народных пословицах, устных сказаниях, поговорках многих народов. Высказывалась мудрецами Древнего Востока и Древней Греции. В Евангелие вошла как назидание первосвященника Гиллеля: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».
В нравственном развитии человека существенное значение имеет овладение простыми нормами нравственности, которые выработаны в процессе совместной жизни людей и переходят от поколения к поколению, развиваясь, дополняясь.
Содержание и формы воспитательно – образовательной работы конкретизируются с учетом возможностей ребенка. Опираясь на требования «Программы воспитания в детском саду», педагогам важно проявлять возможно большую заботу о развитии у дошкольников нравственной и трудовой активности, о формировании начал гуманных качеств и коллективизма, гражданственности. С этой целью используются, посильный труд детей, игры и учения на занятиях, содержательное общение.
Планомерная систематическая работа с детьми поднимает уровень как моральных представлений детей, так и их реального нравственного поведения; у дошкольников развивается умение многое делать своими руками и радоваться сделанному, ценить результаты труда взрослых; возникает стремление самим участвовать в работе на общую пользу, вместе играть, заниматься, ставить и реализовывать общие цели. Все это определяет общественную направленность личности ребенка, постепенно формирует у него активную жизненную позицию и, что чрезвычайно ценно, позволяет успешнее осуществлять в более позднем, школьном возрасте идейном - политическое, нравственное воспитание, формировать мировоззрение, отношение к труду.
Личность каждого ребенка, забота о ее моральном развитии – сегодняшнем и перспективном – требуют повседневного внимания педагогов. При этом органически сочетаются задачи формирования личности ребенка и детского коллектива.
Нравственное воспитание ребенка - дошкольника должно осуществляться в условиях тесного контакта между детским садом и семьей.
Высокие результаты в нравственном развитии детей возможны лишь при наличии морально ценных взаимоотношений между взрослыми, взрослыми и детьми, при взаимной заботе педагогов и родителей о поддержании авторитета взрослых в глазах детей. Очень важна организация содержательной жизни дошкольников дома и в детском саду, наполненная разнообразной деятельностью.
Информация по теме:
Программированное обучение
Программированное обучение - это заранее спланированное и соответственно организованное управление умственной деятельностью студентов в процессе обучения. Особенность обучения в том, что обучающая программа педагогически обоснованна: разработана с расчетом на эффективные средства управления процесс ...
Материально-техническое оснащение
Учебно-материальная база – это совокупность материальных средств и условий, на основе которых формируется (проектируется) социально-педагогическая среда, отвечающая целям, задачам обучения, воспитания и развития учащихся. В состав учебно-материальной базы входят: учебное здание, учебные кабинеты и ...
Классификация, формы и уровни отклоняющегося поведения младших школьников
Проявления отклоняющегося поведения настолько разнообразны, что учителю бывает очень трудно разглядеть за ними общие признаки. Еще труднее заметить ему различие в одинаковых, на первый взгляд, актах отклоняющегося поведения. Многообразие проявлений отклоняющегося поведения наука пытается свести к т ...