Нравственное воспитание - активный целенаправленный процесс

Педагогика » Методика социально-нравственного воспитания дошкольников » Нравственное воспитание - активный целенаправленный процесс

Наша российская педагогика рассматривает нравственное воспитание как активный целенаправленный процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек нравственного поведения с первых лет жизни ребенка.

В детском саду этот процесс осуществляется в духе нравственных принципов, с учетом возрастных особенностей дошкольников. Конкретно нравственное воспитание выражается в формировании основ тех моральных качеств, которые необходимы будущим гражданам современного общества.

Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности. К семи годам уже достаточно четко прослеживается направленность личности ребенка как показатель уровня его нравственного развития.

Основной теорией нравственного воспитания является «Золотое правило нравственности» - одна из древнейших нравственных заповедей, содержащаяся в народных пословицах, устных сказаниях, поговорках многих народов. Высказывалась мудрецами Древнего Востока и Древней Греции. В Евангелие вошла как назидание первосвященника Гиллеля: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».

В нравственном развитии человека существенное значение имеет овладение простыми нормами нравственности, которые выработаны в процессе совместной жизни людей и переходят от поколения к поколению, развиваясь, дополняясь.

Содержание и формы воспитательно – образовательной работы конкретизируются с учетом возможностей ребенка. Опираясь на требования «Программы воспитания в детском саду», педагогам важно проявлять возможно большую заботу о развитии у дошкольников нравственной и трудовой активности, о формировании начал гуманных качеств и коллективизма, гражданственности. С этой целью используются, посильный труд детей, игры и учения на занятиях, содержательное общение.

Планомерная систематическая работа с детьми поднимает уровень как моральных представлений детей, так и их реального нравственного поведения; у дошкольников развивается умение многое делать своими руками и радоваться сделанному, ценить результаты труда взрослых; возникает стремление самим участвовать в работе на общую пользу, вместе играть, заниматься, ставить и реализовывать общие цели. Все это определяет общественную направленность личности ребенка, постепенно формирует у него активную жизненную позицию и, что чрезвычайно ценно, позволяет успешнее осуществлять в более позднем, школьном возрасте идейном - политическое, нравственное воспитание, формировать мировоззрение, отношение к труду.

Личность каждого ребенка, забота о ее моральном развитии – сегодняшнем и перспективном – требуют повседневного внимания педагогов. При этом органически сочетаются задачи формирования личности ребенка и детского коллектива.

Нравственное воспитание ребенка - дошкольника должно осуществляться в условиях тесного контакта между детским садом и семьей.

Высокие результаты в нравственном развитии детей возможны лишь при наличии морально ценных взаимоотношений между взрослыми, взрослыми и детьми, при взаимной заботе педагогов и родителей о поддержании авторитета взрослых в глазах детей. Очень важна организация содержательной жизни дошкольников дома и в детском саду, наполненная разнообразной деятельностью.

Информация по теме:

Пример использования педагогической оценки в воспитании поведения дошкольников
В журнале "Справочник старшего воспитателя" (№2, 2009 г) приводится методическая разработка по использованию педагогической оценки в воспитании поведения дошкольников. Педагоги-воспитатели разработали специальные наглядные пособия, позволяющие детям представить себе идеальный образец дейс ...

Классификация психокоррекционных методов, применяемых педагогической практике
Широкое распространение во всем мире в течение нескольких последних десятилетий получили различные системы, приемы и средства психокоррекционного воздействия на людей, физически здоровых, но нуждающихся в психологической помощи'. Первоначально многие из них возникли и использовались в основном в ос ...

Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе
Понимание ребенком речи окружающих развивается по законам образования условных рефлексов. На исходе первого года в результате многократного одновременного слышанья ребенком определенного звукосочетания и зрительного восприятия определенного предмета между этими возбуждениями (слуховым и зрительным) ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru