Диагностика определяющей рефлексии

Страница 1

Диагностика, которая проводилась в пятом классе, является пробной, так как мы воспользовались диагностикой определяющей рефлексии по отношению к себе для 1-3 классов, но изменили и усложнили задания и вопросы в соответствии с возрастом. Набор задач для 5 класса представлен в приложении 1.

В работе используется диагностика определяющей рефлексии. Под определяющей рефлексией понимается рефлексия на уровне осмысления своих возможностей, то есть способность ребенка определять границы своих знаний. Отделять себя знающего, умеющего от себя же еще не знающего и не умеющего что-либо. В.И. Слободчиков выразил это в краткой форме: «Я знаю, и я знаю, что знаю (или не знаю) это».

Диагностика состоит из двух процедур:

1. Диагностика определяющей рефлексии по поводу предмета.

2. Диагностика определяющей рефлексии по поводу себя.

Рефлексия по поводу предмета предполагает осознание учащимися своих действий, возможностей при решении каких-либо учебных ситуаций, а рефлексия по поводу себя есть осознание отношения к своим собственным изменениям, к движению, развитию, которое происходит с ребенком при решении тех же учебных ситуаций.

Первую предполагается проводить несколько раз в течение года (два раза и более). Она состоит из задач, построенных на математическом материале. Такие задачи позволяют судить о способности учащегося «выйти» из ситуации и посмотреть на себя со стороны – что является основой любого рефлексивного действия. Отсутствие способности сказывается в том, что ребенок любую задачу переформулирует в конкретно-практическую задачу. Самостоятельно дополняет недостающие данные, и выдает однозначные ответы, тем самым, проявляя свою «исполнительскую» позицию по отношению к взрослому – когда необходимо знать ответ на любой поставленный вопрос.

Вторую диагностическую процедуру – диагностику определяющей рефлексии по поводу себя – планируется проводить в конце год. Если учащийся может сравнить себя прошлого, знающего и понимающего гораздо меньше с собой настоящим, уже изменившимся, то, следовательно, он способен осуществлять рефлексивные действия относительно себя.

Для диагностики одна задача, в течение года, остается неизменной и в конце года ребенку предлагается сравнить свои же ответы на эту задачу, данные им в различное время; во-первых: поставить себе оценки за решение, а во-вторых: ответить на вопросы:

Почему ответ изменился?

Что при этом произошло с ним? и т.п.

Если в ответах на эти вопросы учащийся будет говорить о своих личных изменениях, то это значит, что у него сформировалась определяющая рефлексия по поводу себя. Процедура проводится индивидуально с каждым ребенком. Обработка результатов диагностики

Считается если ребенок, обнаружив недостаточность данных, обратиться к взрослому с запросом на них или объяснит, почему эту задачу решить невозможно; в задачах вида 2.2. – если ученик сможет увидеть и объяснить несоответствие в условиях. В таких случаях за решение ставиться 1 балл. 0,5 баллов ставится, если учащийся замечает недостаточность данных, даже говорит об этом, но все равно дает в задаче однозначный ответ. 0,5 баллов ставятся в том случае, если испытуемый замечает противоречие только после того, как на это указывает экспериментатор.

Если ребенок с задачей, где он сам является действующим лицом (ВКЛ), показал, что обладает способностью «выходить» из ситуации, то при подсчете данных ставиться 0,5 баллов. Так как таких задач в каждой серии по две, то максимально может быть получен 1 балл. При обосновании ответа ребенок привлекает свой личный, жизненный опыт, то балл может быть снижен.

Баллы, полученные за решение всех задач, суммируются и в зависимости от полученного результата, определяется уровень определяющей рефлексии по поводу предмета:

Нулевой уровень (О) – 0 баллов,

Низкий уровень (Н) - 0,5- 1,5 баллов,

Средний уровень (С) – 2,5 –3,5 баллов,

Высокий уровень (В) - свыше 4 баллов, плюс не менее 1 балла в графе «ВКЛ».

Во второй диагностике определяющей рефлексии по поводу себя если рассуждения свидетельствуют о том, что он осознает свое изменение, движение, то в графе «определяющая рефлексия по поводу себя» ставится «+», если нет, то «-».

Необходимо отметить, что такая беседа проводится только с теми у кого действительно наблюдается изменение в течении года. Если же материала для такого разговора нет, то есть одинаковые задачи решены одинаково, то нет смысла для проведения подобной процедуры.

Результаты диагностики

Диагностика в пятом классе показала, что уровень развития определяющей рефлексии у детей в классе разный: от нулевого до очень высокого. В классе есть ученики, которые успешно справлялись с большинством задач в январе, есть ребята, постепенно улучшающие свои ответы, есть дети, отвечающие эмпирически.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Анализ программы и учебных пособий по курсу «ОРКиСЭ»
Рассмотрев изменения, которым, в целях реализации новой учебной дисциплины, подверглась образовательная и правовая база Красноярского края, мы перейдём к анализу самих модулей курса «ОРКиСЭ». Мы проведем анализ на соответствие между заявленными целями курса и реального содержания предложенных пособ ...

Система подготовки детей к обучению в школе по программе «Хочу всё знать»
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ДОУ №24 г. Вольска (воспитатели: В.Ф. Николаева и М.Н. Макарова) с 1 октября 2006 года в подготовительной к школе группе. В группе 19 человек (14 девочек и 5 мальчиков). Опишем систему подготовки детей к школьному обучению в детском саду на базе Д ...

Предложите способ систематизации видов педагогических целей или одну из таксономий целей
Таксономия обозначает такую классификацию и систематизацию объекта, которая построена на основе их естественной взаимосвязи и использует для описания объектов категории, расположенные последовательно, по нарастающей сложности. В когнитивную область входят цели от запоминания и воспроизведения учебн ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru