Диагностика определяющей рефлексии

Страница 1

Диагностика, которая проводилась в пятом классе, является пробной, так как мы воспользовались диагностикой определяющей рефлексии по отношению к себе для 1-3 классов, но изменили и усложнили задания и вопросы в соответствии с возрастом. Набор задач для 5 класса представлен в приложении 1.

В работе используется диагностика определяющей рефлексии. Под определяющей рефлексией понимается рефлексия на уровне осмысления своих возможностей, то есть способность ребенка определять границы своих знаний. Отделять себя знающего, умеющего от себя же еще не знающего и не умеющего что-либо. В.И. Слободчиков выразил это в краткой форме: «Я знаю, и я знаю, что знаю (или не знаю) это».

Диагностика состоит из двух процедур:

1. Диагностика определяющей рефлексии по поводу предмета.

2. Диагностика определяющей рефлексии по поводу себя.

Рефлексия по поводу предмета предполагает осознание учащимися своих действий, возможностей при решении каких-либо учебных ситуаций, а рефлексия по поводу себя есть осознание отношения к своим собственным изменениям, к движению, развитию, которое происходит с ребенком при решении тех же учебных ситуаций.

Первую предполагается проводить несколько раз в течение года (два раза и более). Она состоит из задач, построенных на математическом материале. Такие задачи позволяют судить о способности учащегося «выйти» из ситуации и посмотреть на себя со стороны – что является основой любого рефлексивного действия. Отсутствие способности сказывается в том, что ребенок любую задачу переформулирует в конкретно-практическую задачу. Самостоятельно дополняет недостающие данные, и выдает однозначные ответы, тем самым, проявляя свою «исполнительскую» позицию по отношению к взрослому – когда необходимо знать ответ на любой поставленный вопрос.

Вторую диагностическую процедуру – диагностику определяющей рефлексии по поводу себя – планируется проводить в конце год. Если учащийся может сравнить себя прошлого, знающего и понимающего гораздо меньше с собой настоящим, уже изменившимся, то, следовательно, он способен осуществлять рефлексивные действия относительно себя.

Для диагностики одна задача, в течение года, остается неизменной и в конце года ребенку предлагается сравнить свои же ответы на эту задачу, данные им в различное время; во-первых: поставить себе оценки за решение, а во-вторых: ответить на вопросы:

Почему ответ изменился?

Что при этом произошло с ним? и т.п.

Если в ответах на эти вопросы учащийся будет говорить о своих личных изменениях, то это значит, что у него сформировалась определяющая рефлексия по поводу себя. Процедура проводится индивидуально с каждым ребенком. Обработка результатов диагностики

Считается если ребенок, обнаружив недостаточность данных, обратиться к взрослому с запросом на них или объяснит, почему эту задачу решить невозможно; в задачах вида 2.2. – если ученик сможет увидеть и объяснить несоответствие в условиях. В таких случаях за решение ставиться 1 балл. 0,5 баллов ставится, если учащийся замечает недостаточность данных, даже говорит об этом, но все равно дает в задаче однозначный ответ. 0,5 баллов ставятся в том случае, если испытуемый замечает противоречие только после того, как на это указывает экспериментатор.

Если ребенок с задачей, где он сам является действующим лицом (ВКЛ), показал, что обладает способностью «выходить» из ситуации, то при подсчете данных ставиться 0,5 баллов. Так как таких задач в каждой серии по две, то максимально может быть получен 1 балл. При обосновании ответа ребенок привлекает свой личный, жизненный опыт, то балл может быть снижен.

Баллы, полученные за решение всех задач, суммируются и в зависимости от полученного результата, определяется уровень определяющей рефлексии по поводу предмета:

Нулевой уровень (О) – 0 баллов,

Низкий уровень (Н) - 0,5- 1,5 баллов,

Средний уровень (С) – 2,5 –3,5 баллов,

Высокий уровень (В) - свыше 4 баллов, плюс не менее 1 балла в графе «ВКЛ».

Во второй диагностике определяющей рефлексии по поводу себя если рассуждения свидетельствуют о том, что он осознает свое изменение, движение, то в графе «определяющая рефлексия по поводу себя» ставится «+», если нет, то «-».

Необходимо отметить, что такая беседа проводится только с теми у кого действительно наблюдается изменение в течении года. Если же материала для такого разговора нет, то есть одинаковые задачи решены одинаково, то нет смысла для проведения подобной процедуры.

Результаты диагностики

Диагностика в пятом классе показала, что уровень развития определяющей рефлексии у детей в классе разный: от нулевого до очень высокого. В классе есть ученики, которые успешно справлялись с большинством задач в январе, есть ребята, постепенно улучшающие свои ответы, есть дети, отвечающие эмпирически.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Характеристика методов воспитания
Методы воспитания – это способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения учебно-воспитательных задач. Методы представляют собой механизм, обеспечивающий взаимодействие и взаимоотношение воспитателя и воспитанников. Метод воспитания частей является совокупностью составляю ...

Комплекс тестов для измерения уровня сформированности навыков и умений аудирования, чтения, письма учащихся седьмого класса
С развитием тестирования как формы контроля учебных достижений школьников внимание вопросу разработки тестов уделяется не только со стороны известных методистов. В методической литературе появляются тесты, составленные учителями-практиками на материале определенного учебника или конкретной темы. В ...

Развитие речи дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры
С целью повышения уровня развития речи, нами был разработан сборник сюжетно-ролевых игр, которые были направлены на обогащение активного словаря детей и развитие связной речи. Игры были отобраны с учетом возрастных возможностей и интересов детей. Данные игры проводились с детьми в течение 3 месяцев ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru