Раздельное школьное образование мальчиков и девочек: плюсы и минусы

Педагогика » Раздельное школьное образование мальчиков и девочек: плюсы и минусы

История совместного и раздельного обучения уходит корнями в социально-политическое, культурное и экономическое развитие общества.

Рассматривая традиции Европы, Северной Америки и Российского государства, мы увидим закономерности:

1. Образование было гендерным. Мальчики получали образование и в семье, и в учебных заведениях вне семьи. До развития христианства (католичества и православия) девочки получали только домашнее образование. При этом оно было направлено на обучение навыкам ведения домашнего хозяйства, семейной жизни и воспитания детей. Мальчиков обучали навыкам светской и воинской жизни.

Исторически начальное образование было смешанным, а вот среднее образование было раздельным. Социальное разделение и экономические барьеры ограничивали получение образования среднего или высшего образования для детей из семей крестьян, торговцев и ремесленников.

2. Образование было религиозным и его предоставляли при монастырях.

С развитием христианства и системы монастырей духовенство поняло, что для проповедования религии необходимо обучение не только священников, но и паствы. Религиозное образование получали как мальчики, так и девочки. (Вспомните кинофильм «Небесные ласточки».)

3. Образование было сословным. Дети низшего сословия имели возможность посещения школ совместного начального обучения. Им преподавали основы чтения, математики и закона Божьего. При этом краткосрочность образования была обусловлена необходимостью сезонной или регулярной помощи «по хозяйству».

4. Образование было прикладным для детей крестьян и ремесленников. Владение ремеслом, секретом и клиентской сетью в давние времена считалось возможностью обеспечить себе и своей семье кусок хлеба. Недаром существовали поговорки, «про яблоньку и яблоко», где проводилась именно жизненная параллель. Дети с младых ногтей впитывали основы ремесла. Начальное образование предлагалось детям всех сословий, в том числе и низшего.

5. Образование было платным и светским. Оно давалось в грамматических школах или школах пансионах. Опять же, для мальчиков из аристократического круга такие школы в Великобритании появились около 600 лет назад, а для девочек «всего» примерно 200. Только дети из высшего сословия получали среднее и высшее образование.

Эволюция женского образования неотделима от прогресса демократической мысли, индустриализации общества и феминизма. С развитием рынка труда появилась необходимость обучения женского населения. Постепенно время белошвеек, матрон и светских дам сменилось эпохой женщин образованных и независимых.

Многовековая традиция раздельного образования сохранилась, а усовершенствование канонов и программ совместного образования привело к тому, что не только начальное, а и последующие ступени обучения стали предлагаться и мальчикам, и девочкам.

В русской литературе наиболее полным процесс светского дворянского образования описал Толстой в автобиографической трилогии «Детство. Отрочество. Юность». Маленький «барчук» воспитывался домашними учителями, но наступило время, и он был отправлен в пансион. Детство закончилось.

Обучение детей дворянства в пансионах объяснялось необходимостью более широкого образования и социализации с детьми одного сословия. Вспомните повесть Погорельского «Черная курица, или подземные жители», где строгая дисциплина и сложная программа с одной стороны и одиночество с тоской по дому и маменьке с папенькой с другой,- послужили катализатором искушения для Алеши. Истина торжествует, но какой ценой! Нарушив свое слово, Алеша обрекает на страдания целый народ, при том, что никто так ему и не поверил. Но кодекс чести и жизнь по принципу «давши слово держись, а не давши крепись» - были основой воспитания личности в дворянских пансионах.

Пушкин воспел свою «мальчиковую» альма-матер, где он получил не только прекрасное образование, но и завел верных «лицейских» друзей на всю жизнь. Взросление под четким оком учителей-наставников, общение с интеллектуальными и увлеченными сверстниками –это именно то, что создало из «француза» смеси тигра и обезьяны» великого русского поэта.

Стоит вспомнить и Смольный Институт Благородных Девиц, и юнкерскую школу для мальчиков, и эксперимент по раздельному обучению в советских школах в 40-е годы 20 века и до 1954 года.

Возникает вопрос, почему же школы раздельного и совместного обучения существуют до сих пор? Дань ли это традиции или научно-обоснованная необходимость в том или другом варианте обучения детей? Мне кажется, что наличие двух систем дает возможность родителям выбрать учебное заведение для их ребенка, основываясь на образовательных и воспитательных целях, на талантах и психологических и физиологических особенностях ученика. Канадские школы раздельного и совместного обучения бывают двух типов: государственные и платные (независимые и частные). При этом государственные школы предлагают раздельное обучение, которое базируется на религиозных догмах.

Платные независимые школы Канады основаны на британской системе частного образования в лучших традициях «Старого Света». При этом, первоначально разделение школ на «мальчиковые» и «девчачьи» было основано на религиозности образования. Теперь лучшие независимые школы деноминационны и признают различные религии. В системе канадского независимого образования существует выбор: раздельное или совместное обучение. При этом в пансионах школ совместного обучения проживание организовано раздельно.

Информация по теме:

Исследование пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией
Исследование пространственных представлений было организовано в детском саду № 471 Калининского района г. Новосибирска с детьми 3-4 лет (вторая младшая группа). Детский сад работает по программе "Обучение и воспитание в детском саду". Автор: М.А. Васильева. Исследование было организовано ...

Невербальное общение как компонент эффективного имиджа в педагогическом общении
Невербальное общение не использует звуковую речь, а в качестве средств общения выступает мимика, жесты, пантомимика, прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Использование на уроках приемов нев ...

Принципы классификации тестов по иностранному языку
С развитием и популяризацией тестирования как формы контроля исследуются возможности различных видов тестов. При существующем разнообразии тестов возникает необходимость в их систематизации, то есть созданию классификации тестов, позволяющей по одному из критериев выбрать вид теста, наиболее соотве ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru