История совместного и раздельного обучения уходит корнями в социально-политическое, культурное и экономическое развитие общества.
Рассматривая традиции Европы, Северной Америки и Российского государства, мы увидим закономерности:
1. Образование было гендерным. Мальчики получали образование и в семье, и в учебных заведениях вне семьи. До развития христианства (католичества и православия) девочки получали только домашнее образование. При этом оно было направлено на обучение навыкам ведения домашнего хозяйства, семейной жизни и воспитания детей. Мальчиков обучали навыкам светской и воинской жизни.
Исторически начальное образование было смешанным, а вот среднее образование было раздельным. Социальное разделение и экономические барьеры ограничивали получение образования среднего или высшего образования для детей из семей крестьян, торговцев и ремесленников.
2. Образование было религиозным и его предоставляли при монастырях.
С развитием христианства и системы монастырей духовенство поняло, что для проповедования религии необходимо обучение не только священников, но и паствы. Религиозное образование получали как мальчики, так и девочки. (Вспомните кинофильм «Небесные ласточки».)
3. Образование было сословным. Дети низшего сословия имели возможность посещения школ совместного начального обучения. Им преподавали основы чтения, математики и закона Божьего. При этом краткосрочность образования была обусловлена необходимостью сезонной или регулярной помощи «по хозяйству».
4. Образование было прикладным для детей крестьян и ремесленников. Владение ремеслом, секретом и клиентской сетью в давние времена считалось возможностью обеспечить себе и своей семье кусок хлеба. Недаром существовали поговорки, «про яблоньку и яблоко», где проводилась именно жизненная параллель. Дети с младых ногтей впитывали основы ремесла. Начальное образование предлагалось детям всех сословий, в том числе и низшего.
5. Образование было платным и светским. Оно давалось в грамматических школах или школах пансионах. Опять же, для мальчиков из аристократического круга такие школы в Великобритании появились около 600 лет назад, а для девочек «всего» примерно 200. Только дети из высшего сословия получали среднее и высшее образование.
Эволюция женского образования неотделима от прогресса демократической мысли, индустриализации общества и феминизма. С развитием рынка труда появилась необходимость обучения женского населения. Постепенно время белошвеек, матрон и светских дам сменилось эпохой женщин образованных и независимых.
Многовековая традиция раздельного образования сохранилась, а усовершенствование канонов и программ совместного образования привело к тому, что не только начальное, а и последующие ступени обучения стали предлагаться и мальчикам, и девочкам.
В русской литературе наиболее полным процесс светского дворянского образования описал Толстой в автобиографической трилогии «Детство. Отрочество. Юность». Маленький «барчук» воспитывался домашними учителями, но наступило время, и он был отправлен в пансион. Детство закончилось.
Обучение детей дворянства в пансионах объяснялось необходимостью более широкого образования и социализации с детьми одного сословия. Вспомните повесть Погорельского «Черная курица, или подземные жители», где строгая дисциплина и сложная программа с одной стороны и одиночество с тоской по дому и маменьке с папенькой с другой,- послужили катализатором искушения для Алеши. Истина торжествует, но какой ценой! Нарушив свое слово, Алеша обрекает на страдания целый народ, при том, что никто так ему и не поверил. Но кодекс чести и жизнь по принципу «давши слово держись, а не давши крепись» - были основой воспитания личности в дворянских пансионах.
Пушкин воспел свою «мальчиковую» альма-матер, где он получил не только прекрасное образование, но и завел верных «лицейских» друзей на всю жизнь. Взросление под четким оком учителей-наставников, общение с интеллектуальными и увлеченными сверстниками –это именно то, что создало из «француза» смеси тигра и обезьяны» великого русского поэта.
Стоит вспомнить и Смольный Институт Благородных Девиц, и юнкерскую школу для мальчиков, и эксперимент по раздельному обучению в советских школах в 40-е годы 20 века и до 1954 года.
Возникает вопрос, почему же школы раздельного и совместного обучения существуют до сих пор? Дань ли это традиции или научно-обоснованная необходимость в том или другом варианте обучения детей? Мне кажется, что наличие двух систем дает возможность родителям выбрать учебное заведение для их ребенка, основываясь на образовательных и воспитательных целях, на талантах и психологических и физиологических особенностях ученика. Канадские школы раздельного и совместного обучения бывают двух типов: государственные и платные (независимые и частные). При этом государственные школы предлагают раздельное обучение, которое базируется на религиозных догмах.
Платные независимые школы Канады основаны на британской системе частного образования в лучших традициях «Старого Света». При этом, первоначально разделение школ на «мальчиковые» и «девчачьи» было основано на религиозности образования. Теперь лучшие независимые школы деноминационны и признают различные религии. В системе канадского независимого образования существует выбор: раздельное или совместное обучение. При этом в пансионах школ совместного обучения проживание организовано раздельно.
Информация по теме:
Использование компьютерных технологий в детском саду
Новые информационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций. ...
Понятие культуры
поведения детей
Прежде чем говорить об использовании оценки педагогом в воспитании поведения, необходимо раскрыть само понятие. Итак, культура поведения - соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими. Культура поведения - совокупность форм ...
Виды моделей
В дошкольном обучении применяются разные виды моделей. Прежде всего предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. В настоящее в ...