Уровень разработанности воспитания у младших школьников культуры умственного труда

Педагогика » Уровень разработанности воспитания у младших школьников культуры умственного труда

Наша работа посвящена исследованию проблемы комплексного воспитания культуры умственного труда у школьников начальных классов.

Нет, наверное, ни одного педагога, который не задумывался тем, почему многие школьники плохо учатся, не переживал, не пытался помочь таким ученикам.

На поставленный вопрос может быть дано множество ответов. Но одной из самых главных причин, порождающих низкую успеваемость, является отсутствие у учащихся умения учится.

Формирование знаний лишь тогда оказывается плодотворным, когда оно осуществляется вместе с развитием мышления.

Одной из важнейших составных частей воспитания

Личности является умственное воспитание. В истории

Русской педагогики были две точки зрения на умственное воспитание и развитие: теория формального образования и теория материального образования.

Представители первой теории утверждали, что главное и наиболее существенное в умственном воспитании – это развитие самих форм мышления, познавательных способностей учащихся, развитие памяти, воображения, сообразительности, находчивости. При этом само обучение в школе рассматривалось как своеобразный курс умственной гимнастики. Представители теории материального образования, напротив считали самым главным и существенным в умственном развитии и воспитании конкретные, реальные знания, которые в необходимой степени сами собой определяют и формы мышления.

Современная педагогика исходит из признания единства материального и формального образования, поэтому в задачи умственного воспитания входит: вооружение учащихся математическими знаниями основ наук о природе, человеческом обществе и мышлении; развитие познавательных потребностей, интересов и способностей; формирование социально значимых мотивов учения; воспитание у учащихся самостоятельности в учебной работе; а также формирование умений и навыков умственной деятельности (наблюдения, сравнения, выработка понятий, понимание причинно-следственных связей, прочное запоминание материала и т.п.), т.е. интеллектуального компонента культуры умственного труда.

Большая важность нашей работы в исключительной интеллектуальности вопросов, касающихся культуры умственного труда, на современном этапе школьного образования, когда, в связи с развитием науки, усложняется и увеличивается объем знаний, которыми должен овладеть учащийся в процессе школьного обучения. Прочность овладения этими знаниями напрямую связана со степенью овладения школьниками рациональной умственной деятельностью, особыми приёмами учебной работы.

Важность воспитания культуры умственного труда сегодня осознаётся как теоретиками, так и практиками педагогики.

За последние два десятилетия для развития учебно-познавательных способностей учащихся сделано уже немало. Министерством просвещения СССР издан важный нормативный документ «Рекомендации о развитии общих учебных умений и навыков школьников (1984г.). В программы учебных предметов включены разделы, в которых указано, какими умениями должны овладеть учащиеся. Задачи формирования культуры умственного труда широко освещены в воспитательной программе средней школы (см. Примерное содержание воспитания школьников). Под ред. И.С. Марьенко – М, 1984

Так, в книге Запа А.З. «Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет» предложен систематический курс из 185 занятий по развитию интеллектуальных основных способностей (умению анализировать, комбинировать, рассуждать, планировать) у младших школьников. Занятия проводятся на оригинальном материале, который включает в себя 12 поисково-творческих занимательных задач не учебного содержания, в каждом виде задач разработано 9 вариантов условий их предъявления; даются методики диагностики способностей.

В книге «Учить умению учиться» под редакцией В.О. Пупского описан опыт работы педагогического коллектива Ворошиловградской средней школы и внедрению межпредметной методики формирования

Учебно-познавательных умений.

В монографии А.С. Грашицкой «Научить думать и действовать» ученый с практическим опытом учителя рассказывает, как организовывать учебно-воспитательный процесс в школе в соответствии с индивидуальным развитием умственных способностей учащихся.

Книга известного польского писателя и педагога Я. Руднянского «Как учиться?» адресована школьникам от 9 до 16 лет. Автор даёт ребятам много полезных советов о том, как развить свой ум, память и наблюдательность, освоить скорочтение и мн.др.

Английский учёный Дуглас Хамблин в книге «Формирование учебных навыков» знакомит с поисками решения этой задачи в современной английской педагогике. Рекомендуемая в книге работа с учащимися выступает как сопутствующая, дополнительная по отношению к основному учебному процессу.

Интересующая нас проблема отражена и в других научных трудах (см. Библиографию).

Но в настоящее время перед педагогической наукой и школой стоит задача; разработать и реализовать на практике преемственную систему комплексного воспитания культуры умственного труда учащихся всех классов, – как на уроках; так и в ходе внеурочной воспитательной деятельности совместными усилиями учителей, классных руководителей, библиотекарей и родителей.

Цель нашей работы: исследование уровня разработанности воспитания у младших школьников культуры умственного труда.

1.Обьекты исследования: учебная деятельность младших школьников.

2.Предмет исследования: содержание интеллектуальных умений - важнейших составляющих культуры умственного труда.

Гипотеза исследования: культура умственного труда – сложное понятие, включающее личностный, интеллектуальный, организационно-технический и гигиенический компоненты.

Одним из основных компонентов является интеллектуальный. От сформированности умений, входящих в данный компонент, зависит уровень общей успеваемости младших школьников.

Задачи исследования: 1) выявить и охарактеризовать основные составляющие культуры умственного труда;

2) рассмотреть умения, входящие в интеллектуальный компонент культуры умственного труда;

3) описать методику организации работы педагогического коллектива по созданию комплексной системы воспитания культуры умственного труда;

4) исследовать зависимость общей успеваемости младших школьников от степени сформированности у них умений, входящих в интеллектуальный компонент культуры умственного труда.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, эксперимент, тестирование.

База исследования: 3-й класс средней школы №11 г. Липецка

Положения, выносимые на защиту:

Культура умственного труда представляет собой сложную, многоуровневую модель, включающую в себя учебно-организационные, учебно-информационные, учебно-интеллектуальные и учебно-коммуникативные умения и навыки

Интеллектуальный компонент занимает центральное место в понятии «культура умственного труда», являясь «фундаментом», на основе которого строится процесс обучения, состоящий из умений младших школьников.

Уровень сформированности умений, входящих в интеллектуальный компонент культуры умственного труда, а именно: степень овладения мыслительными операциями, определяет уровень успеваемости школьников.

Информация по теме:

Исследование отечественных и зарубежных авторов по проблеме влияния речевого поведения родителей на речевое поведение дошкольника
Богатая, правильно интонированная, эмоционально насыщенная литературная речь, доступная пониманию ребенка, безусловно, стимулирует развитие детской речи, в отличие от бедной, безграмотной, невыразительной, которая тормозит речевое развитие. Кроме влияния языкового окружения на становление речи, сле ...

Семинарское занятие в проблемном обучении
Семинарские занятия рассматриваются как средство повышения познавательной активности учащихся. Они дают возможность коллективно рассмотреть те или иные вопросы, обсудить возникающие проблемы, глубже понять изучаемую тему. Семинары полезны еще и тем, что каждый может высказать свое мнение, если потр ...

Особенности воспитания
Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья для ребенка – это место рождения и основная среда обитания. В семье формируются все личностные ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru