Методика воспитания культуры умственного труда младших классов

Педагогика » Уровень разработанности воспитания у младших школьников культуры умственного труда » Методика воспитания культуры умственного труда младших классов

Страница 1

Воспитание культуры умственного труда осуществляется как в ходе учебного процесса, так и во внеурочной деятельности учащихся. Основными направлениями в решении задач обучения учащихся умению учиться являются реализация межпредметной схемы разъяснения общих вопросов учебно-познавательной деятельности в ходе изучения всех школьных дисциплин и проведения классным руководителем тематического цикла бесед о культуре учебного труда.

Кроме того, значительное влияние на овладение учащимися навыками умственного труда оказывает применение наглядного материала: стенды с памятками, используемыми как при изучении только одной учебной дисциплины или нескольких родственных дисциплин, так и межпредметные. В кабинете истории, например, нужно иметь памятки для характеристики общественного стоя, раскрытия причин революций, изучения народных движений и войн, характеристики выдающихся личностей. В кабинете физики – типовые планы изложения учебного материала о физическом явлении, физическом законе, физической теории; в кабинете русского языка и литературы: «Как определять части речи», «Как писать изложение», «Как составлять отзыв о прочитанной книге», «Как охарактеризовать художественное произведение»; в кабинете иностранных языков: «Как работать со словарём», «Как работать на текстом» и д.р.; в вестибюле школы – «Учись учиться».

В школьной библиотеке должны быть созданы постоянно обновляемые выставки новой литературы для учащихся и учителей о формировании умений и навыков учебного труда; составлен также тематический каталог книг и журнальных статей по данной проблеме; проводится обсуждение книг, наиболее заинтересовавших учащихся. Кроме того, в библиотеке также должны быть стенды с памятками: «Как читать общественно-политическую и научно-популярную книгу», «Как читать газету», и т.п. Школьная библиотека должна проводить библиотечно-библиографические занятия, развивающие навыки работы с книгой.

Для развития учебно-познавательных способностей учащихся в школе могут быть созданы специальные кружки и факультативы: «Учись учиться», где наряду с теоретическими сведениями, выполняются практические задания: составить список литературы о самообразовании; написать сочинение «Каковы мои интересы и способности»; а также изучается методика скорочтения и т.д.

Воспитанию культуры умственного труда способствуют следующие внеклассные мероприятия: тематические общешкольные и классные собрания: «НОТ школьника», «Знания нужны, как винтовка в бою», «Учиться, чтобы знать, творить и бороться», «Умей учиться, чтобы уметь трудиться», «Учиться на совесть», «Учение и труд рядом идут»; диспут «Ради чего ты учишься?»; конкурсы на звание лучшего математика, лучшего читателя; рейды-проверки «Твой режим дня», «Твоё рабочее место»; выпуск специальных бюллетеней «Умеешь ли ты учиться?», «азбука учебного труда»; конференций отличников и хорошистов по обмену опытом рациональной организации учебного труда; проведение «недель знаний» по каждому учебному предмету; анкетирование: «Учёба – тягость или радость?», куда можно включить такие вопросы: Что побуждает тебя учиться? Лёгким или тяжёлым является для тебя учебный труд? Умеешь ли ты учиться? Что следовало бы сделать учителям для улучшения учёбы школьников?

В воспитание культуры умственного труда школьников активное участие должны принимать родители, для которых на классных и общешкольных родительских собраниях должны читаться лекции: «Роль родителей в развитии учебно-познавательных способностей своих детей», «Как надо и как не надо помогать детям учиться», «Почему некоторые дети плохо учатся?», «Каким должно быть рабочее место ученика», «Воспитание в семье любви к чтению» и д.р.

По проблеме «Воспитание культуры умственного труда» в школе ежегодно следует проводить научно-практические конференции, к работе которых привлекаются учителя, ученики, родители, а также профессора и преподаватели вузов, студенты, которые делятся своим опытом организации труда, приёмами рационализации умственно деятельности. На пленарном заседании конференции подводятся итоги работы за прошедший учебный год и намечаются задачи на новый. Затем на заседаниях методических объединений участники конференции обмениваются опытом, заслушивают сообщения руководителей объединений, обсуждают и принимают рекомендации. К научно-практическим конференциям готовятся выставки ученических работ. Главное требования к отбираемым на осмотр работам – отражение в них умения самостоятельно овладевать знаниями.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Казахские пословицы о трудолюбии
Богатство джигита – труд. Без птиц озеро сирота, без людей земля сирота. Без тяжелого легкого нет, без труда жизни нет. Волка ноги кормят, чабана – его палка. Верблюд под вьюком старится. В кусочке хлеба – капля пота. Где земля богата, там и народ богат. Дело покоряется тому, кто его любит. До пота ...

Виды и общая характеристика учреждений интернатного типа
На сегодняшний день в Украине действует 699 школ-интернатов, из них 341 общеобразовательная, 489 – для детей с физическими отклонениями, 69 санаторных школ-интернатов. Всего 26 типов школ-интернатов. С целью защиты интересов детей-сирот и детей, которые не имеют соответствующей родительской заботы, ...

Содержание деятельности учителя по формированию основ мировоззрения
В основном, формирование научного мировоззрения в начальной школе закладывается на уроках окружающей среды, где младший школьник получает ответы на вопросы о законах, по которым существует окружающий мир. Чернышевский очень высоко оценивал роль и значение естественных наук. Он рассматривал их как м ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru