Методика воспитания культуры умственного труда младших классов

Педагогика » Уровень разработанности воспитания у младших школьников культуры умственного труда » Методика воспитания культуры умственного труда младших классов

Страница 4

Формирование данных умений происходит путём выполнения действий на основе предложенного материала.

В ходе осуществления коррекционных упражнений особое внимание мы уделяем двум следующим аспектам:

Преобразование условий задачи с целью обнаружения разнообразных отношений изучаемого объекта.

Моделированию выделенного отношения в предметной, графической или буквенной форме.

В качестве материала для проведения коррекционных упражнений мы использовали три пересекающихся класса геометрических фигур, составленные по трём признакам: цвету, форме и размеру (методика поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальпернина).

Действие организуется последовательно в предметном, графическом и вербальном планах.

Первый план. Формирование условно-динамической позиции.

Для этого мы выкладываем все геометрические фигуры. В экспериментальную ситуацию вводились условные лица (куклы).

Далее нами давалось задание: распределить между куклами фигуры так, чтобы каждой из них принадлежал какой нибудь признак. В данной ситуации ребёнок последовательно занимает позиции каждого условного лица, и, уже исходя из новой позиции, определяет, кому принадлежат выбранные фигуры. Дальше игра продолжается: куклы должны построить дом, а для того, чтобы взять нужный кирпич, необходимо найти его хозяина и спросить разрешение. Ребёнку задавали вопрос: «Если ты сейчас Миша, какие тебе нужны кирпичи? Чьи они?» И обратный вопрос: «Ты – Миша, какие кирпичи общие у Андрюши с Петей? У тебя с Петей? У тебя с Андрюшей?» Определение общих классов опосредуется их принадлежностью условным лицам.

На Втором этапе Графического действия были введены условные обозначения: «хозяева» изображались разноцветными кружками, классы принадлежащих им предметов обозначались символическими рисунками. В этой серии дети обучались определять целый класс фигур по его пересечениям с другими классами, по подклассу и дополнительным классам. В отличие от первой серии в данной ребёнок не знает, кому принадлежит класс фигур. Требовалось определить, какой класс принадлежит лицу, чью роль он принимал, если известно к кому относятся два подкласса этого класса или пересечение двух классов. Ребёнок приводил операции над классами, устанавливая их принадлежность условным лицам, чьи позиции он последовательно занимал.

Затем действие производились на вербальном уровне – ребёнку называли свойства фигур, а он указывал их «хозяев», и наоборот, упоминались «хозяева», а ученик описывал принадлежащие им фигуры, т.е. в данной серии у ребёнка формировались умение ориентироваться при классификации не на отдельные признаки предметов, а на соотношение и на этом основании причислять предметы к тому или иному классу. Для формирования данных предметов использовалось и другое упражнение, в котором действия производились на материальном уровне: ребёнку давались коробочки разных цветов, в каждой из которых лежал кубик. По цвету кубик либо совпадал, либо не совпадал с коробочкой. По признаку цвета – совпадение или не совпадение окраски коробочки и кубика – нужно было составить 2 класса коробок. В ситуацию вводились куклы, каждая из которых выступала «хозяином» какого-либо класса. Сначала ребёнок последовательно распределял, кому принадлежат подклассы и классы фигур. После этого экспериментатор, а затем ученик перемещали кубики в коробочки так, чтобы соотношение цветов стало иным. Новое соотношение признаков в предмете изменяло его принадлежность тому или иному классу (лицу), что и определял ребёнок.

На графическом этапе вводились условные обозначения для коробок и лежащих в них кубиков. Кроме того, детям предлагалась система стрелок, которыми обозначается переход предмета в другой класс при изменении соотношения признаков. Система стрелок и условные обозначения представляли собой знаки, которые вырабатывались по ходу обучения совместно ребёнком и экспериментатором. Знаки выступали средством как оперирование классами, так и общение ученика с экспериментатором (точнее, их совместной работой). Это обеспечивало возможность перехода в вербальному этапу обучения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по теме:

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке
По итогам формирующего эксперимента был проведен контрольный срез. В ходе диагностики использовались те же методики, что и на констатирующем этапе. Во время формирующего эксперимента нами осуществлялся мониторинг динамики развития у младших школьников познавательного интереса к музыкальной деятельн ...

Психолингвистические основы словообразования у детей дошкольного возраста
Пристальный интерес к проблеме детского словообразования возник еще на рубеже XVIII - XIX веков. Вплоть до настоящего времени интерес к этой проблеме не угасает, поскольку словообразование, выполняя множество функций, оказывает существенное влияние на развитие языковой компетенции и речевой коммуни ...

Этиология, симптоматика и механизмы дизартрии
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. [54; 73с.] В последнее время в процессе логопедической практики все чаще встречаются дети, нарушения речи которых схожи с проявлениями сложных форм дислалии, но с более дли ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru