Методика воспитания культуры умственного труда младших классов

Педагогика » Уровень разработанности воспитания у младших школьников культуры умственного труда » Методика воспитания культуры умственного труда младших классов

Страница 6

Следует отметить, что, по мнению большинства психологов, сензитивным периодом для формирования мыслительных процессов является период обучения в начальных классах, поэтому учителю начальной школы следует уделять особое внимание развитию логического мышления учащихся как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности, проводить специально организованные занятия по формированию той или иной операции мышления, т.е. заниматься воспитанием интеллектуальной культуры, а также культуры умственного труда в целом.

В ходе исследования проблемы воспитания культуры умственного труда, мы основное внимание сосредоточили на двух вопросах:

педагогические основы воспитания культуры умственного труда;

исследование зависимости успеваемости школьников от степени сформированности мыслительных процессов, составляющих основу интеллектуального компонента культуры умственного труда.

При характеристике педагогических основ воспитания культуры умственного труда мы установили, что культура умственного труда, включающая в себя личностные, интеллектуальные, организационно-технические и гигиенические компоненты, предполагает воспитание каждого учащегося в индивидуальном режиме. Личностный компонент, являясь приоритетным, оказывает воздействие на все остальные компоненты культуры умственного труда. Тем не менее остальные компоненты этого понятия также важны для рационального осуществления умственной работы.

Центральное место в понятии «культура умственного труда» занимают интеллектуальные умения и навыки, основанные на овладении учащимися основными операциями мышления, - это умение выделять учебную задачу, осуществлять активную мыслительную обработку

Текста, приводящую к запоминанию этого текста и д.р.

Основным плацдармом воспитания культуры умственного труда является процесс обучения. Однако в культуру умственного труда входит множество вопросов, изучение которых невозможно включить в содержание учебного процесса. Задача учителя – свести в единый комплекс формируемые знания об учебно-познавательной деятельности.

В ходе исследования зависимости успеваемости школьников от степени сформированности у них мыслительных процессов, т.е. интеллектуальных умений, мы пришли к заключению, что уровень успеваемости в огромной степени определяется уровнем овладения мыслительными операциями, т.е., в конечном итоге, умением учиться. Таким образом, интеллектуальный компонент, занимая центральное место в понятии «культура умственного труда», действительно является «фундаментом» процесса обучения.

Наиболее полно воплотившееся в опыте учителей-новаторов педагогика сотрудничества, нацеливает на искоренение существовавшего в школе в течении многих веков, принуждения к учению. Нужно научиться помогать школьникам формировать у себя могучие внутренние стимулы -–жажду и радость познания. В связи с этим воспитание культуры умственного труда приобретает особенно большое значение. Ведь если у школьников не формированы навыки учебного труда, если поэтому учебный труд является для них непосильно тяжелым и в значительной степени безрезультатным, внутренние стимулы к учению выработать невозможно.

Ключ к оптимизации учебно-воспитательного процесса – формирование учебно-познавательных умений не только на эмпирическом уровне, но и на теоретическом.

Небольшой и далеко ещё не оптимальный опыт воспитания культуры умственного труда школьников показывает, что разъяснение учителем и осознанное освоение учениками мыслительных операций обеспечивает более полное, глубокое и прочное запоминание изучаемых основ наук, облегчает учебный труд, повышает его производительность, усиливает интерес к учёбе, помогает преодолевать негативное к ней отношение, готовит к продолжению образования и самообразования после школы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по теме:

Уровень развития словообразования у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и в норме
По результатам выполнения заданий каждым ребенком были получены индивидуальные и среднегрупповые значения экспериментальной (приложение 1) и контрольной групп (приложение 3). Качественно-количественный анализ выполнения заданий представлен следующим образом. Анализ результатов, полученных в ходе вы ...

Комплекс тестов для измерения уровня сформированности навыков и умений аудирования, чтения, письма учащихся седьмого класса
С развитием тестирования как формы контроля учебных достижений школьников внимание вопросу разработки тестов уделяется не только со стороны известных методистов. В методической литературе появляются тесты, составленные учителями-практиками на материале определенного учебника или конкретной темы. В ...

Динамика речевого развития в дошкольном возрасте
Когда речь ребёнка освобождается от опоры на воспринимаемую ситуацию, на жест или на действие, это является началом нового периода речевого развития - периода развития языка ребенка в процессе речевой практики, начинающегося примерно с двух с половиной лет и завершающегося к шести годам. В этот пер ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru