Методика воспитания культуры умственного труда младших классов

Педагогика » Уровень разработанности воспитания у младших школьников культуры умственного труда » Методика воспитания культуры умственного труда младших классов

Страница 3

Сильная группа, т.е. дети, успевающие на оценки «5» и «4» (9 человек);

средняя группа, т.е. дети, преобладающей оценкой которых является «4», но есть и «3» (10 человек);

слабая группа, т.е. дети с трудом успевающие на «3» балла (4 человека).

Для того чтобы выявить степень сформированности мыслительных процессов, всем учащимся данного класса были предложены следующие задания:

1) Тест на выявление способности выделять существенное.

Детям предлагается ряд слов, в которых 5 слов даются в скобках, а одно – перед ним. За 20 секунд следует исключить из скобок, т.е. выделить, 2 слова, которые являются наиболее существенными для слова перед скобками.

Задания: Ответы:

Сад (растения, садовник, забор, растения, земля

собака, земля)

Река (берег, рыба, тина, рыболов, берег, вода

вода)

Игра (шахматы, игроки, правила, игроки, правила

штрафы, наказания)

Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, дерево, кустарник

кустарник)

Пение (звон, голос, искусство, голос, мелодия

мелодия, аплодисменты)

При обработке результатов теста учитывается количество правильно выполненных заданий. Выполнение 3 и более заданий считается удовлетворительной сформированностью мыслительной операции.

2) Тест на выявление способности обобщать.

Учащимися предлагается 5 пар слов. За 3 минуты учащимся надо определить, что обще между словами каждой пары. Три верных ответа из пяти свидетельствуют об удовлетворительной степени развития мыслительной операции.

Задания:

Сумма – произведение

Нос – глаз

Школа – учитель

Чтение – математика

Предательство – трусость.

Тест на выявление способности классифицировать понятия, предметы, явления.

Кроме того, данный тест позволяет выявить умение обобщать, строить обобщение на отвлечённом материале.

Учащимся предлагаются 5 заданий, время выполнение которых – 3 минуты. В каждом из этих заданий – слов. Четыре из них объединены общим признаком. Пятое слово к ним не относится. Нужно найти и подчеркнуть это слово. Если учащийся выполняет менее 3-х заданий, то это свидетельствует о том, что у них не сформирована такая мыслительная операция, как классификация.

Задания:

приставка, предлог, суффикс, окончание, корень;

треугольник, отрезок, длинна, квадрат, круг;

дождь, снег, осадки, иней, град;

сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание;

запятая, точка, двоеточие, союз, тире.

Проведённое нами тестирование дало следующие результаты.

Все пять заданий первого теста выполнили 5 учащихся, четыре задания – 6 учащихся, 3 задания – 8 учащихся, 3 задания – один учащийся; 3 ученика не выполнили ни одного задания.

Таким образом у четверых учащихся данного класса несформировано умение выделять существенное или же степень сформированности этой мыслительной операции неудовлетворительна.

При обработке результатов теста на выявление умения обобщать выяснилось, что 7 учеников класса имеют неудовлетворительную степень мыслительной операции.

По результатам третьего теста оказалось, что такая мыслительная операция, как классификация, не сформирована у 5 учеников класса.

При сопоставлении результатов тестирования со степенью успеваемости учащихся выяснилось, что у всех учеников слабой группы (а так же у отдельных учеников средней группы) степень сформированности мыслительных процессов является неудовлетворительной.

С целью развития логического мышления, формирования мыслительных процессов мы провели среди учащихся слабой группы серию специально организованных индивидуальных занятий, на которых детям предлагалось коррекционные упражнения. На этих занятиях решались следующие задачи: формирование умения классифицировать, обобщать, выделять учебную задачу, делать простейшие умозаключения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по теме:

Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения как педагогическая проблема
Существует множество различных направлений в исследовании природы активности и самостоятельности учащихся в обучении. Первое направление берет начало еще в древности. Его представителями можно считать еще древнегреческих ученых (Аристосен, Сократ, Платон, Аристотель), которые глубоко и всесторонне ...

Активизация учебной деятельности и проблемная ситуация. Понятие активизации учебной деятельности
Каждый школьник обладает только одному ему присущими особенностями познавательной деятельности, характера, поведения, эмоций, что требует дифференциации в обучении. Учитель должен знать, что такое познавательная активность, каковы особенности и условия ее развития у школьников, какими приемами след ...

Воображение в структуре познавательной деятельности
Современная психология определяет воображение как психологический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Различают несколько видов воображения. В зависимости от наличия волевого регул ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru