Сильная группа, т.е. дети, успевающие на оценки «5» и «4» (9 человек);
средняя группа, т.е. дети, преобладающей оценкой которых является «4», но есть и «3» (10 человек);
слабая группа, т.е. дети с трудом успевающие на «3» балла (4 человека).
Для того чтобы выявить степень сформированности мыслительных процессов, всем учащимся данного класса были предложены следующие задания:
1) Тест на выявление способности выделять существенное.
Детям предлагается ряд слов, в которых 5 слов даются в скобках, а одно – перед ним. За 20 секунд следует исключить из скобок, т.е. выделить, 2 слова, которые являются наиболее существенными для слова перед скобками.
Задания: Ответы:
Сад (растения, садовник, забор, растения, земля
собака, земля)
Река (берег, рыба, тина, рыболов, берег, вода
вода)
Игра (шахматы, игроки, правила, игроки, правила
штрафы, наказания)
Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, дерево, кустарник
кустарник)
Пение (звон, голос, искусство, голос, мелодия
мелодия, аплодисменты)
При обработке результатов теста учитывается количество правильно выполненных заданий. Выполнение 3 и более заданий считается удовлетворительной сформированностью мыслительной операции.
2) Тест на выявление способности обобщать.
Учащимися предлагается 5 пар слов. За 3 минуты учащимся надо определить, что обще между словами каждой пары. Три верных ответа из пяти свидетельствуют об удовлетворительной степени развития мыслительной операции.
Задания:
Сумма – произведение
Нос – глаз
Школа – учитель
Чтение – математика
Предательство – трусость.
Тест на выявление способности классифицировать понятия, предметы, явления.
Кроме того, данный тест позволяет выявить умение обобщать, строить обобщение на отвлечённом материале.
Учащимся предлагаются 5 заданий, время выполнение которых – 3 минуты. В каждом из этих заданий – слов. Четыре из них объединены общим признаком. Пятое слово к ним не относится. Нужно найти и подчеркнуть это слово. Если учащийся выполняет менее 3-х заданий, то это свидетельствует о том, что у них не сформирована такая мыслительная операция, как классификация.
Задания:
приставка, предлог, суффикс, окончание, корень;
треугольник, отрезок, длинна, квадрат, круг;
дождь, снег, осадки, иней, град;
сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание;
запятая, точка, двоеточие, союз, тире.
Проведённое нами тестирование дало следующие результаты.
Все пять заданий первого теста выполнили 5 учащихся, четыре задания – 6 учащихся, 3 задания – 8 учащихся, 3 задания – один учащийся; 3 ученика не выполнили ни одного задания.
Таким образом у четверых учащихся данного класса несформировано умение выделять существенное или же степень сформированности этой мыслительной операции неудовлетворительна.
При обработке результатов теста на выявление умения обобщать выяснилось, что 7 учеников класса имеют неудовлетворительную степень мыслительной операции.
По результатам третьего теста оказалось, что такая мыслительная операция, как классификация, не сформирована у 5 учеников класса.
При сопоставлении результатов тестирования со степенью успеваемости учащихся выяснилось, что у всех учеников слабой группы (а так же у отдельных учеников средней группы) степень сформированности мыслительных процессов является неудовлетворительной.
С целью развития логического мышления, формирования мыслительных процессов мы провели среди учащихся слабой группы серию специально организованных индивидуальных занятий, на которых детям предлагалось коррекционные упражнения. На этих занятиях решались следующие задачи: формирование умения классифицировать, обобщать, выделять учебную задачу, делать простейшие умозаключения.
Информация по теме:
Основные механизмы процесса аудирования с точки зрения психологии
В предыдущем разделе было дано психологическое обоснование механизмам аудирования. Далее целесообразным представляется подробнее остановиться на основных механизмах процесса аудирования и его составляющих. Термин «аудирование» часто употребляется в качестве синонима термину «слушание», однако данны ...
Ориентировка во времени
В этом разделе в основном предусматривается обучение детей умению различать части суток и называть их: утро, вечер, день и ночь. Этими понятиями ребята овладевают в повседневной жизни, при проведении режимных моментов. Ознакомление со временем лучше всего начинать с контрастных частей суток: день – ...
Музыка на уроках чтения
Важная особенность художественной литературы, отличающая ее от других видов искусств, — возможность превращать в словесные образы содержание, смысл, картины разных видов искусства. Конечно, с полной точностью нельзя передать их словами, так как каждый вид искусства имеет свои изобразительные средст ...