Бесспорно, что основным плацдармом развития умственных способностей школьников служит процесс обучения. Однако в культуру умственного труда входит множество вопросов, изучение которых невозможно включить в содержание учебного процесса. На уроках по различным дисциплинам, проводимым различными учителями, даже при наличии межпредметной преемственности трудно свести в единый комплекс формируемые знания об учебно-познавательной деятельности. Это задача классного руководителя, в помощь которому разработано множество различных материалов для занятий по воспитанию культуры умственного труда.
Основными требованиями к методике проведения таких занятий является следующее: 1) проведение занятий по воспитанию культуры умственного труда должно осуществлятся не от случая к случаю, а по заранее разработаной программе и календарному графику; 2) преемственная взаимосвязь с работой учителя-предметников по развитию интеллектуальных способностей учащихся; 3) доступная и интересная форма подачи материала; 4) использование примеров из жизни класса; 5) активное участие школьников в занятиях (ставятся специальные задания для подготовки к занятиям, по ходу и после их проведения); 6) применение учащимися полученных знаний на практике, чтобы эти знания трансформировались в учебно-познаательные умения; 7) темы и планы занятий, а также специальные памятки ученикам следует записывать в тетрадь “Азбука учебного труда”.
Так, В.О. Пунский предлагает для воспитания культуры умственного труда проводить цикл специальных бесед на следующие темы: “Как научиться беречь время”, “Организация учебной работы”, «Как выработать внимание», «Память и её развитие», «Общие приёмы учебной работы», «Как работать с книгой» и д.р.
Б.А. Русаков в книге «НОТ школьника» приводит примерную программу по основам научной организации труда, куда включаются следующие разделы: общая часть (организационное занятие «Что такое НОТ»; «Сотвори себя сам» самовоспитание воли); гигиена и психофизиологические основы учебного труда школьника («Умеешь ли ты учиться и отдыхать?», «Как научиться лучше запоминать», «Как научиться мыслить» и д.р.); НОТ на уроке и дома («Роль и место ученика на уроке», «Как научиться слушать и записывать» и д.р.); НОТ в трудовом обучении и воспитании школьника; итоговые занятия.
Так как культура умственного труда представляет собой сложную, многоуровневую модель, включающую в себя несколько взаимосвязанных компонентов: личностный, интеллектуальный, организационно-технический, гигиенический, - то в процессе воспитания культуры умственного труда необходим комплексный подход, т.е. воспитательные воздействия должны быть направлены на формирование личности в целом.
Исследования зависимости уровня общей успеваемости младших школьников от уровня сформированности у них умений, входящих в интеллектуальный компонент культуры умственного труда.
Чтобы подтвердить гипотезу нашего исследования, мы провели экспериментальную работу на базе средней школы №11 г.Липецка среди учащихся 3ª класса.
Перед нами стояли задачи:
выявить степень сформированности мыслительных процессов у учащихся экспериментального класса;
провести серию индивидуальных занятий по формированию логического мышления среди учащихся слабой группы;
сопоставить динамику овладения учащимися основными операциями мышления с динамикой успеваемости учащихся;
сделать необходимые выводы.
Характеристика класса.
3а класс состоит из 23 учеников. Неуспевающих в этом классе нет, но есть 4 очень слабых ученика, с преобладающей оценкой успеваемости – 3 балла. Кроме того, эти учащиеся имеют немало неудовлетворительных оценок.
Таким образом, по степени успеваемости учащихся 3а класса можно разделить на 3 группы.
Информация по теме:
Признаки агрессивного поведения
Существует много определений агрессии. Агрессия - это активная форма выражения гнева, которая проявляется через причинения ущерба человеку или предмету. Этому определению мы часто отдаем свое предпочтение, но есть и научное определение. Агрессия - поведение, целью которого является причинение боли, ...
Причины и следствия отклоняющегося поведения младших школьников
Отклоняющимся обычно называют поведение школьников, вызванное неспецифическими (т. е. не врожденными) факторами. Сюда относятся обычные детские шалости, нарушения дисциплины, иногда хулиганские поступки, свойственные детскому возрасту. Они чаще всего обусловлены ситуацией и детской готовностью их с ...
Духовно-нравственная культура в современном образовании
Образовательная область «Духовно-нравственная культура» обеспечивает реализацию приоритетов Национальной доктрины образования, согласно которым система образования призвана обеспечить: · историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание ...