Особенности развития памяти у младших школьников

Педагогика » Развитие памяти младших школьников на уроках английского языка » Особенности развития памяти у младших школьников

Страница 1

С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей. Именно на основе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования младшего школьного возраста.

Под возрастным новообразованием следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, то есть психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени, и которые в самом главном основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период.

В психологической литературе в качестве новообразований младшего школьного возраста выделяют произвольность психических процессов (произвольной памяти, мышления, внимания).

Подавляющее большинство всех этих исследований направленно на выяснение того, как изменяется с возрастом продуктивность запоминания, его объем, скорость и длительность удерживания заученного в памяти, то есть количественная, результативная сторона процессов.

Специфика содержания и новые требования к процессам памяти вносят существенные изменения в эти процессы: увеличивается объем (мощность) памяти .

В младшем школьном возрасте существенные качественные изменения происходят в том, что и как сохраняет память.

Первоначально младшие школьники лучше запоминают наглядный материал: предметы которые окружают ребенка и которыми он действует, изображения предметов, людей. Продуктивность запоминания такого материала значительно выше, чем запоминания словесного материала. память обучение младший школьник

Если же говорить о запоминании словесного материала, то на всем протяжении младшего возраста дети лучше запоминают слова, обозначающие названия предметов. Хуже запоминается тот конкретный материал, который не имеет опоры на наглядный образ (названия, не связанные с картой, описания) и не является значимым при усвоении, того, что запоминается.

Процесс забывания зависит от того, как дети запоминают, какие приемы используются.

На протяжении всего младшего возраста учащиеся нуждаются в том, чтобы их работа по запоминанию направлялась, так как сами они еще затрудняются поставить перед собой определенную, конкретную задачу.

Смысловая память младших школьников обладает огромными преимуществами по сравнению с механической и проявляется в особенностях воспроизведения освоенного материала. Эти особенности сводятся к следующим:

1. Дети заменяют малознакомые трудные слова или понятия более привычными: вместо «строения» говорят «дом» и другие;

2. Дети пропускают некоторые детали, частности, подробности;

3. Могут изменить порядок изложения, последовательность отдельных эпизодов или описаний, не нарушая логики излагаемого материала;

4. Передовая воспринятое содержание, дополняют его от себя рядом подробностей;

5. Могут обобщенно излагать факты, подробности, характеристики, дополняя воспринятое собственными рассуждениями.

Переход к смысловому запоминанию совершается в процессе общего умственного развития школьника.

Чем старше становятся дети, тем все большую роль в их памяти играют смысловые связи, тем больше и полнее функции памяти включают в себя процессы мышления и воображения, и тем менее продуктивным оказывается дословное запоминание .

Непроизвольное запоминание играет большую роль в учебной деятельности младшего школьника. Как показывают исследования А.А. Смирнова, П.И. Зинченко, А. Н. Леонтьева, дети без особых усилий запоминают материал, с которыми они действуют. К 3 классу непроизвольное запоминание становиться более продуктивным.

Продуктивность непроизвольного запоминания становится более осмысленным. А.А. Смирнов провел сравнительное исследование памяти у детей младшего школьного возраста и пришел к выводам:

- с 6 до 14 лет у детей активно развивается механическая память на не связанные механические единицы информации.

- вопреки распространенному мнению о существовании увеличивающегося с возрастом преимущества запоминания осмысленного материала, фактически обнаруживается обратное отношение: чем старше становится младший школьник, тем меньше у него преимуществ запоминания осмысленного материала над бессмысленным.

Это, по-видимому, связано с тем, что упражняемость памяти под влиянием интенсивного учения, опирающегося на запоминания, ведут к одновременному улучшению всех видов памяти у ребенка, и прежде всего тех, которые относительно просты и не связаны со сложной умственной работой.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Исходные теоретические позиции урока
С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Всё остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая всё то, что закладывается в ходе уроков. Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование е ...

Программные требования к сюжетным задачам в 1 классе
Объем изучаемого в 1-м классе по «Программе по математике в 1-4 классах начальной школы» материала для подготовки к решению сюжетных задач: - нумерация и порядок образования целых чисел от 1 до 100, число 0; - понятие операций сложения и вычитания (слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое, результат (сум ...

Упражнения, помогающие развивать умения прогнозирования
К основным упражнениям, помогающим развивать умения прогнозирования на различных уровнях, относятся следующие. 1) Упражнения, направленные на прогнозирование на уровне фонемы. А) Учитель произносит начало слова, учащиеся его заканчивают, например tele . (television), hand . (handsome), help . (help ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru