Особенности развития памяти у младших школьников

Педагогика » Развитие памяти младших школьников на уроках английского языка » Особенности развития памяти у младших школьников

Страница 2

Исследования отечественных психологов показывают, что механическое заучивание у детей менее эффективно, чем осмысленное: запомнить бессмысленный материал в детском возрасте труднее, чем во взрослом. Это объясняется тем, что заучивание бессмысленного материала требует больших волевых усилий, а дети на это еще не способны.

При сравнении данных по возрастным группам оказалось, что у младшего разница между продуктивностью бессмысленного материала и осмысленного запоминания значительно больше, чем у взрослого. В то же время известны факты: дети легко запоминают понятное (объективно-осмысленно) и заучивают учебный материал нередко буквально. Так, дети запоминают песни, которые они слышат от взрослых, и смысл которых им не понятен, слова и выражения, употребляемые взрослыми, легко заучивают считалки, часто бессмысленные. Основная причина легкого запоминания непонятного и бессмысленного связано с особым отношением к нему детей. Часто непонятное делается особенно заманчивым для ребенка. Оно привлекает к себе повышенное внимание, будит любознательность, заставляет доискиваться сначала, узнавать, что значит услышанное, а для этого запоминать его - запоминать даже невольно, незаметно. К тому же непонятное слово или выражение выступает обычно на фоне понятного, известного, выделяется на этом фоне и тем самым особенно привлекает к себе внимание ребенка.

Объективно бессмысленный материал иногда заинтриговывает своей звуковой стороной: своеобразным сочетанием звуков, четко выраженным ритмом, который сам по себе значительно облегчает заучивание, чувство количественного или другое положительное эмоциональное отношение. Очень часто оно вплетается в игровую деятельность детей.

К недостаткам памяти младших школьников относятся неумение правильно организовать процесс запоминания, неумение разбить материал для запоминания на разделы или подгруппы, выделить опорные пункты для усвоения, пользоваться логическими схемами.

Следует так же отметить не критичность детской памяти, с которой сочетается неуверенность в заучивании материала. Именно неуверенностью часто объясняется случаи, когда младшие школьники предпочитают дословное запоминание пересказу.

От класса к классу в начальном звене память детей становится лучше. Чем больше знаний, тем больше навыков заучивания, следовательно, и прочая память. О качестве памяти часто судят по скорости запоминания. Но это неверно: о силе памяти нельзя судить только по скорости запоминания. Необходимо учитывать одновременно и скорость запоминания и скорость забывания.

Первый тип - медленное запоминание и быстрое забывание – признаки слабой памяти. Особенности проявления памяти можно наблюдать у школьников. Есть дети, которых по силе памяти можно отнести к первому типу: эти ребята запоминают материал легко, быстро. Запоминание таких учащихся очень продуктивно .

Второй тип – медленное запоминание и медленное забывание. При такой памяти заучивание достигается путем многократного повторения и с помощью различных приемов – чтения, слушания, записывания и т.д. Забывание у таких учащихся происходит медленно. Прочность запоминания у них такая же, как у учащихся с первым типом.

Третий тип памяти – быстрое запоминание, быстрое забывание – это память «схватывающая». Школьники этого типа после одного, двух чтений могут тут же воспроизвести материал со всей полнотой. Однако такая воспроизводимость сохраняется только на короткий срок. Этим детям нужно советовать повторить заученное через некоторое время .

Четвертым типом памяти обладают школьники, которые затрачивают на заучивание много сил и времени. Но заучивание отличается малой продуктивностью. Ребята воспроизводят материал не полно и не точно. Быстро забывают его.

Сила памяти у разных людей неодинаково проявляются в различных областях знаний. Одни лучше запоминают материал литературоведческий, другие математический и так далее. При односторонности интересов может развиться односторонняя память.

Выделяют различные виды памяти в зависимости от того, что успешно запоминает человек и как он предпочитает запоминать материал. Ребенок прекрасно воспринимает и запоминает музыку, картину, лица, но имеет слабую способность к логическому мышлению. Здесь можно говорить о представителей наглядно-образного вида памяти.

Ребенок хорошо запоминает мысли и словесные формулировки, понятия, формулы, числа, но не имеет склонности запомнить цвета, звуки – это представитель словесно-логического типа памяти.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Характеристика пространственных представлений у детей с дизартрией
Формирование пространственных представлений является одним из важнейших разделов умственного воспитания детей с дизартрией. Знания о пространстве, пространственная ориентировка развиваются в условиях разнообразных видов деятельности школьников: в играх, наблюдениях, трудовых процессах, в рисовании ...

Практические аспекты усвоения знаний и умений
В педагогических исследованиях знания, умения и навыки рассматриваются, как правило, в 2-х аспектах – учебном и содержательном. Так, А. Л. Бердичевский определяет учебные знания как знания обучающихся о целях, предмете, процессе и результатах учебной деятельности. Осознанность цели означает предвос ...

Государственные законодательные документы о единстве семейного и дошкольного общественного образования
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общест ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru