Формирование этнотолерантного сознания учащихся

Педагогика » Формирование этнотолерантного сознания учащихся

Реализация демократической и гуманистической стратегии образования у любого этноса, региона, государства невозможна без формирования: межэтнической толерантности. Только диалог культур, их взаимодействие способствует ослаблению межнациональных: конфликтов, взаимопониманию между различными нациями и народами, формированию межэтнической толерантности.

В современном мире воспитание: толерантности у граждан стало одной из главных целей образовательной политики. В 1995 году ЮНЕСКО принята декларация принципов толерантности, в которой говорится о необходимости укрепления духа терпимости и формирования отношения открытости, уважения и правильного понимания; богатого многообразия культур, форм самовыражения; и способов проявления человеческой индивидуальности. Проблема культуры межэтнического взаимодействия и толерантности особенно актуальна для полиэтнических регионов нашей страны. Это одна из наиболее сложных проблем из тех, с которыми когда-либо сталкивались педагоги.

Мы становимся свидетелями того, как все ощутимее проявляются тенденции, отражающие стремление этносов возродить, сохранить и развивать свои национальные традиции, язык и утвердить современную культуру на личностном и групповом уровнях посредством национальных форм и символов. Вместе с тем, эти идеи, по своей сути прогрессивные и продуктивные для совершенствования учебно-воспитательных систем, воспринимаются: крайне односторонне, вне контекста единого федерального и культурного пространства, вне принципа диалогичности воспитания. Это особенно проявляется в полиэтнических регионах, в которых формирование личности - как представителя своего этноса, напрямую зависит от степени гармонизации культурных интересов этноса и его многонационального окружения. Диалог культур в полиэтнической культурной среде возможен лишь тогда, когда каждый из ее субъектов, осознавая свою самоценность и самобытность, видит, понимает и принимает ценности другого партнера в этом диалоге. Если же этого не происходит, то возникают явления либо этноцентризма и культурного национализма, либо культурного тоталитаризма, когда государство, отстаивая свои интересы, тормозит развитие национальных культур. Эти проявления отрицательно влияют как на развитие традиционных культур, так и на межэтнические отношения.

Анализ практической деятельности школ в некоторых крупных полиэтнических регионах показывает, что в обучении и воспитании школьников недостаточно учитывается региональный материал и не предусматривается изучение этнической культуры народов региона, где проживает ребенок. Культура этносов, присущих данному региону не в полной: мере применяется; как эффективное средство формирования межэтнической толерантности у школьников.

Развитие межэтнической толерантности школьника в процессе: изучения региональной культуры требует совершенствования Занятий по изучению традиций, обычаев, правил, ритуалов, фольклора, искусства на основе рационального сочетания форм и методов, направленных на постижение национальных и общечеловеческих ценностей, основ мировой и отечественной культуры, раскрывающих целостную картину мира и обеспечивающих осмысление его ребенком. Поэтому возникает, необходимость в разработке концепции формирования межэтнической толерантности у школьников, на основе изучения этнической культуры, народов, проживающих на одной территории, как основного фактора их интенсивного развития и духовного самообогащения.

Информация по теме:

Комплекс тестов для измерения уровня сформированности навыков и умений аудирования, чтения, письма учащихся седьмого класса
С развитием тестирования как формы контроля учебных достижений школьников внимание вопросу разработки тестов уделяется не только со стороны известных методистов. В методической литературе появляются тесты, составленные учителями-практиками на материале определенного учебника или конкретной темы. В ...

Психокоррекционные методы и группы ,возможности их использования педагогической практике
Психокоррекция возникла в рамках специализации психологии и дефектологии. Первый период - описательный, связан с описанием медицинских наук и педагогических вопросов коррекции аномального развития. Э. Сеген предложил комплексный подход к воспитанию умственно отсталых детей и описал оригинальные мет ...

Комплекс компетенций составляющих компетентность
В компетенциях учащихся можно выделить базовый и продвинутый уровни. Покажем это на примере компетенций в области компьютерной грамотности и овладения языком. Базовые компетенции обеспечивают умение ученика включить и выключить компьютер, знать, для чего нужны те или иные виртуальные кнопки и «икон ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru