Рассмотрение технических и дидактических возможностей и перспектив использования видео в обучении культуре иноязычного общения

Педагогика » Использование видео в обучении культуре иноязычного общения в средней школе » Рассмотрение технических и дидактических возможностей и перспектив использования видео в обучении культуре иноязычного общения

Страница 1

Использование видео на уроке иностранного языка и во внеурочной деятельности открывает ряд уникальных возможностей для учителя и учащихся в плане овладения иноязычной культурой, в особенности в плане формирования социокультурной компетенции как одной из составляющих коммуникативной компетенции в целом.

Применяемое на уроках иностранного языка видео включает в себя:

- художественные и документальные фильмы;

- мультфильмы;

- видеозаписи телевизионных новостей и других телепередач;

- музыкальные видеоклипы;

- рекламу;

- видеоэкскурсии по различным городам и музеям мира;

- различные компьютерные программы с видеорядом

В отличие от аудио или печатного текста, которые могут иметь высокую информативную, образовательную, воспитательную и развивающую ценность, видеотекст имеет то преимущество, что соединяет в себе различные аспекты акта речевого взаимодействия. Помимо содержательной стороны общения, видеотекст содержит визуальную информацию о месте события, внешнем виде и невербальном поведении участников общения в конкретной ситуации, обусловленных зачастую спецификой возраста, пола, и психологическими особенностями личности говорящих. Визуальный ряд позволяет лучше понять и закрепить как фактическую информацию, так и чисто языковые особенности речи в конкретном контексте.

Видеоматериалы предоставляют практически неограниченные возможности для проведения анализа, построенного на сравнении и сопоставлении культурных реалий и особенностей поведения людей в различных ситуациях межкультурного общения (при условии, что отобранные видеотексты дают необходимую основу для такого сравнения).

Использование видео способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики – представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной культуры; индивидуализации обучения и развития мотивированной речевой деятельности обучаемых.

К дидактическим возможностям применения видео в обучении культуре иностранного языка относится в первую очередь то, что видеофильмы являются источником информации для обучаемых об обычаях. традициях и жизни людей иноязычной культуры.

Еще одним достоинством видеофильма является его эмоциональное воздействие на учащихся. Видеофильмы с культуроведческой направленностью обогащают круг представлений учащихся, удовлетворяют их любознательность. Главное внимание должно быть направлено на формирование учащимися личностного отношения к увиденному. Успешное достижение такой цели возможно лишь, во-первых, при систематическом показе видеофильмов, а во-вторых, при методически организованной демонстрации.

Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и, прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. Для того чтобы понять содержание фильма, школьникам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления страноведческого и языкового материала. Таким образом, психологические особенности воздействия учебных видеофильмов на учащихся (способность управлять вниманием каждого из них и аудиторией в целом, влиять на объем долговременной памяти и прочность запоминания, оказывать эмоциональное воздействие на школьников и повышать мотивацию обучения) способствуют интенсификации учебного процесса и создают благоприятные условия для формирования коммуникативной (языковой и социокультурной) компетенции учащихся.

Применение видеозаписей на уроках иностранного языка способствует индивидуализации обучения и развитию мотивированности речевой деятельности обучаемых. При использовании видеофильмов на уроках иностранного языка развиваются два вида мотивации:

- самомотивация, когда фильм интересен сам по себе;

- мотивация, которая достигается тем, что ученику будет показано, что он может понять язык, который изучает. Это приносит удовлетворение и придает веру в свои силы и желание к дальнейшему совершенствованию.

Необходимо стремиться к тому, чтобы ученики получали удовлетворение от фильма именно через понимание языка, а не только через интересный и занимательный сюжет.

Следует отметить, что применение на уроке видеофильма - это не только использование еще одного источника информации.

Воспринимать речь от аудиовизуальных источников легче, чем от аудитивных. В методических целях важно различать предлагаемую или изобразительную наглядность, а так же жесты и мимику говорящего, которые хотя и не раскрывают содержания, но передают эмоциональное отношение говорящего к высказыванию. Наблюдение же за артикуляцией говорящего подключает слуховое ощущение и делает восприятие звучащей речи более ясным и точным.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Особенности формирования эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке
Для характеристики психолого-педагогической сущности и структуры эмоционально-ценностного отношения младших школьников к музыке, а также особенностей проектирования и реализации процесса его формирования, необходимо раскрыть сущность и структуру этого феномена. В связи с этим целесообразно раскрыть ...

Вопросы и их роль в активизации деятельности студентов
Вопросы педагога являются одним из самых распространенных приемов активизация познавательной деятельности обучающихся. Преподаватели широко используют вопросы направленные на проверку усвоения материала, выяснение запаса знаний студентов. Такие вопросы требуют воспроизведения усвоенного материала и ...

Контроль и самоконтроль на занятиях
Необходимым условием для проведения круговой тренировки и правильного распределения нагрузки является контроль за частотой сердечных сокращений. Поэтому особое значение я предаю контролю ЧСС (проверка пульса) в следующих случаях: --перед тренировкой; --непосредственно после окончания наиболее интен ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru