Хозяин скота тот, кто его пасет; хозяин земли тот, кто ее пашет.
Что в казан положишь, то и зачерпнешь из него.
Честный труд ведет к признанию, ложь и хитрость - к позору.
Чем без дела слоняться, лучше даром трудиться.
Глазам боязно, рукам страх неведом.
Уповай не на милость богача, а на милость солнца.
Земля – мать хлопку, вода – отец ему.
Когда работа спорится, ягнята двойни приносят.
Работа не терпит скидок на родственные отношения.
Весной брошенное на землю одно зерно осенью превращается в тысячу зерен.
Земля - источник богатства, труженик – хозяин ее.
Труд и счастье – близнецы.
Вода – счастья глазок, Труд - богатства родничок.
На богатом джайляу под каждым кустом мяса кусок.
Земля не останется в долгу.
Козы двойни приносят, а все овец числом не догонят.
Кто не умеет пасти скот, тот не знает своей выгоды.
Рукам работу дать – душе покой дать.
Днем овец паси, вечером шерсть пряди.
Иголка – кормилица портного.
Поработаешь с охотой – губы хлеба коснутся, поработаешь с ленцой – губы камня коснутся.
Когда овчарни исправны – и овцы справны.
У трудной работы хлеб сладкий.
Было бы пшено, а куры сами прибегут.
Кто сплетней живет, тот беду наживет, кто работой живет, тот богатство наживет.
Плохой работы нет, есть плохой работник.
Уют в доме о трудолюбии хозяев говорит.
Работающий жует, настойчивый цели достигает.
Урожай – по плодородию земли.
Обилие молока – от обильного травостоя.
Когда нет племенной работы – племя вырождается, Когда пастбище не меняют – пастбище истощается.
Корма для скота и настроение чабана – решают все дела.
Пока землю не насытишь, народ не накормишь.
Без чабана и землепашца нет богатства.
Следовательно, казахский народ с давних времен имеет большой опыт трудового воспитания, о чем красноречиво свидетельствует народная педагогика. Хотя человеческая цивилизация на пороге третьего тысячелетия новой эры продолжает удивлять новыми достижениями научно-технического прогресса, все равно продлевает свое существование трудовое воспитание народа. И поэтому нынешнее воспитание молодого поколения к труду на основе народных традиций остается злободневной проблемой современной педагогики.
Одна из самых актуальных задач трудового воспитания подрастающего поколения в многоотраслевых школах нашей республики на основе богатого этнопедагогического наследия – это воспитание к традиционному труду, организация обучения по менеджменту, маркетингу, технологии, бизнесу и др. отраслям, связанным по будущей профессии через программу профессионального обучения, перерастание этого воспитания к производительному труду и деловому бизнесу. Наряду с этим следует привить у молодежи любви к труду и почетного отношения к людям труда, формировать их навыки и деловые качества в процессе трудовой деятельности.
Нравственно-этические идеи в казахских пословицах и поговорках свидетельствует о том, что этическая мысль в Казахстане базировалась на богатом нравственном материале, исходящем из глубины неиссякаемого источника народной мудрости, что казахские акыны-жырау непрестанно обращались к пословицам, черпали из них драгоценные жемчужины мысли. Как видно, многовековая народная мудрость чрезвычайно насыщена нравственно-этическими идеями. Простые нормы нравственности, на протяжении всей истории регулировавшие взаимоотношения людей, являются итогом и обобщением опыта всего казахского народа.
Информация по теме:
Особенности управления инновационными процессами
Управление процессами, происходящими в учреждениях образования, - один из важнейших факторов достижения высокого уровня образовательных результатов. Особое значение имеет это положение, когда речь идет об управлении инновационными процессами, определяющими векторы развития образовательных систем вс ...
Анализ системы физического образования в технических вузах в контексте
парадигмы фундаментальности образования в период перестройки
Сравнительный анализ теории и практики учебно-воспитательного процесса в советской школе и основных тенденций педагогической мысли постсоветского периода неизбежно приводит к выводу, что распад СССР в конце ХХ века привел ко многим реформаторским преобразованиям в образовании и науках технического, ...
Сущностная характеристика духовно-нравственных ориентиров в развитии
личности
Духовно-нравственное формирование, становление и развитие личности происходит путём освоения ею культурно-исторического опыта. Подробнее остановимся на понятии «духовное». Сложно дать исчерпывающее понимание термина «духовное». Вероятно, духовное есть движение к высшему, к нравственности. Духовное ...