Хозяин скота тот, кто его пасет; хозяин земли тот, кто ее пашет.
Что в казан положишь, то и зачерпнешь из него.
Честный труд ведет к признанию, ложь и хитрость - к позору.
Чем без дела слоняться, лучше даром трудиться.
Глазам боязно, рукам страх неведом.
Уповай не на милость богача, а на милость солнца.
Земля – мать хлопку, вода – отец ему.
Когда работа спорится, ягнята двойни приносят.
Работа не терпит скидок на родственные отношения.
Весной брошенное на землю одно зерно осенью превращается в тысячу зерен.
Земля - источник богатства, труженик – хозяин ее.
Труд и счастье – близнецы.
Вода – счастья глазок, Труд - богатства родничок.
На богатом джайляу под каждым кустом мяса кусок.
Земля не останется в долгу.
Козы двойни приносят, а все овец числом не догонят.
Кто не умеет пасти скот, тот не знает своей выгоды.
Рукам работу дать – душе покой дать.
Днем овец паси, вечером шерсть пряди.
Иголка – кормилица портного.
Поработаешь с охотой – губы хлеба коснутся, поработаешь с ленцой – губы камня коснутся.
Когда овчарни исправны – и овцы справны.
У трудной работы хлеб сладкий.
Было бы пшено, а куры сами прибегут.
Кто сплетней живет, тот беду наживет, кто работой живет, тот богатство наживет.
Плохой работы нет, есть плохой работник.
Уют в доме о трудолюбии хозяев говорит.
Работающий жует, настойчивый цели достигает.
Урожай – по плодородию земли.
Обилие молока – от обильного травостоя.
Когда нет племенной работы – племя вырождается, Когда пастбище не меняют – пастбище истощается.
Корма для скота и настроение чабана – решают все дела.
Пока землю не насытишь, народ не накормишь.
Без чабана и землепашца нет богатства.
Следовательно, казахский народ с давних времен имеет большой опыт трудового воспитания, о чем красноречиво свидетельствует народная педагогика. Хотя человеческая цивилизация на пороге третьего тысячелетия новой эры продолжает удивлять новыми достижениями научно-технического прогресса, все равно продлевает свое существование трудовое воспитание народа. И поэтому нынешнее воспитание молодого поколения к труду на основе народных традиций остается злободневной проблемой современной педагогики.
Одна из самых актуальных задач трудового воспитания подрастающего поколения в многоотраслевых школах нашей республики на основе богатого этнопедагогического наследия – это воспитание к традиционному труду, организация обучения по менеджменту, маркетингу, технологии, бизнесу и др. отраслям, связанным по будущей профессии через программу профессионального обучения, перерастание этого воспитания к производительному труду и деловому бизнесу. Наряду с этим следует привить у молодежи любви к труду и почетного отношения к людям труда, формировать их навыки и деловые качества в процессе трудовой деятельности.
Нравственно-этические идеи в казахских пословицах и поговорках свидетельствует о том, что этическая мысль в Казахстане базировалась на богатом нравственном материале, исходящем из глубины неиссякаемого источника народной мудрости, что казахские акыны-жырау непрестанно обращались к пословицам, черпали из них драгоценные жемчужины мысли. Как видно, многовековая народная мудрость чрезвычайно насыщена нравственно-этическими идеями. Простые нормы нравственности, на протяжении всей истории регулировавшие взаимоотношения людей, являются итогом и обобщением опыта всего казахского народа.
Информация по теме:
Особенности формирования научного мировоззрения у
младших школьников
Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется ве ...
Задача учителя – донести до сознания ребенка народную мудрость
1. Сказка для ребенка имеет большое воспитательное и познавательное значение. Это любимый жанр многих детей. И не случайно в программу начальной школы включены различные сказки. Так в первом классе учащиеся знакомятся со сказками о животных, читают бытовые и волшебные сказки («Лиса и тетерев»; «Два ...
Интегрированные занятия, как одна из форм интегрированного подхода в
образовании детей дошкольного возраста
Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможности решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, ч ...