Понятие нравственного воспитания

Страница 4

Возникает парадокс: тот, кто имеет основание обучать нравственным принципам (именно потому, что обладает необходимыми качествами), никогда учителем морали не станет; тому же, кто охотно стремится выполнять подобные обязанности (именно потому, что он этого желает), никогда нельзя вверить эту роль. Противоречивы представления об объекте Н.в. В любом воспитательном процессе учат воспитуемых, передают им свой опыт, знания, умения, навыки и т.д. Нравственность, однако, не может быть усвоена чисто внешним образом, она основывается на личностной автономии: нравственный закон, в отличие от всех других предписаний, является законом самой личности. Выход из этого положения обычно усматривался в том, чтобы толковать Н. в. как своеобразно «повивальное» искусство (Сократ. И. Кант). Воспитанию, как любой рациональной деятельности, присуще также различие между конечным результатом (целью) и ведущими к нему промежуточными действиями (средствами), при котором средства получают оправдание только в связи с данной целью (например, музыкальное воспитание требует ежедневных упражнении и т д.). Н. в. не укладывается в логику целенаправленной деятельности. Нравственность не является обычной целью, которую можно достичь в определенный отрезок времени с помощью конкретных средств: ее скорее можно назвать последней, высшей целью, своего рода целью целей, которая делает возможным существование всех прочих целей и находится не столько впереди, сколько в основании самой человеческой деятельности. Точнее нравственность, можно назвать не целью, а идеалом - регулятивным принципом и масштабом оценки человеческого поведения. К нравственности неприложима формула «цель оправдывает средства», как нет средств, которые ведут к нравственности, так и нравственность не может быть средством ведущим к чему-либо иному, ибо наградой добродетели является сама добродетель.

Возникает ещё одно противоречие: Н. в. как рационально организованная деятельность имеет смысл постольку, поскольку в ходе этой деятельности нравственность из идеальной цели превращается в реальную, но если нравственность выступает в качестве идеальной цели, то усилия по её дальнейшему преобразованию лишаются смысла, ибо существование в форме идеала и есть способ её реального существования. Отсутствие в обществе лиц и учреждений, профессионально занятых Н. в., исключительно важно для понимания механизмов воспроизводства нравственности в обществе. По мысли древнегреческого философа Протагора, в особых учителях добродетели нет нужды, поскольку все учителя (математики музыки и др.) учат добродетели.

Социальные институты (семья, школа, трудовой коллектив и др.) также наряду со своим прямым назначением оказывают и нравственное воздействие на личность. Процесс воспроизводства нравственности вписан во всё многообразие социальной деятельности. В целом он протекает стихийно и поддаётся направленному воздействию и сознательному контролю гл. о. в форме самовоспитания и самосовершенствования. Человек может влиять на собственное нравственное развитие через культивирование определенных поступков, поведения, суммирующихся в нравственные черты характера. Каковы поступки, говорил Аристотель, таковы и нравственные качества человека. Равномерно распределяя блага при обмене между людьми, человек учится быть справедливым, проявляя отвагу в условиях опасности, он приобретает мужественность. Вместе с тем именно черед поступки он оказывает влияние на других людей. «Моральное воспитание начинается там, где перестают пользоваться словами» (А. Швейцер), оно осуществляется через силу собственного примера. Так воспитуемый становится воспитателем: воспитывая себя, человек одновременно воспитывает других»

«Н.в., может приобретать противоположные формы: морализаторство и моральный террор (стремление насильно осчастливить людей путем навязывания им через жёсткую регламентацию определенных правил, форм поведения; при этом нравственные предписания выступают как средство подавления и унижения личности)». Такая форма нравственного воспитания неправильная, даже опасная.

Страницы: 1 2 3 4 

Информация по теме:

Рабочее место мастера
Рабочее место мастера – это определенная часть площади учебной мастерской, специально оснащенной в целях обеспечения нормальных условий для выполнения мастером учебно-воспитательной и организационно-технической функции. Основные требования к организации рабочих мест мастера: удобство, скорость и ка ...

Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения как педагогическая проблема
Существует множество различных направлений в исследовании природы активности и самостоятельности учащихся в обучении. Первое направление берет начало еще в древности. Его представителями можно считать еще древнегреческих ученых (Аристосен, Сократ, Платон, Аристотель), которые глубоко и всесторонне ...

Анализ проведения занятий в условиях внедрения ФГТ
При проведении анализа занятий в различных детских садах в условиях внедрения ФГТ показал, что данные требования обеспечивают высокий уровень образовательного процесса в ДОУ. После внедрения ФГТ занятия стали иметь более выраженную направленность на улучшение и развитие того или иного качества ребе ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru