Подходы к обучению учащихся обществознанию

Страница 1

Описание педагогического опыта по обозначенной проблеме представляет определенный интерес для работников образования и может быть использовано в качестве методических рекомендаций по организации учебно-воспитательного процесса с учащимися в рамках нового стандарта образовательной области «Обществознание», в котором значительный акцент сделан на экономическую и правовую сферы общественной жизни. По утверждению автора учебный предмет «Обществознание» наиболее приспособлен к решению социального заказа общества на политическое образование учащихся.

В описании опыта работы педагог предлагает некоторые новые подходы к социализации молодежи (обучаемых) и ее постепенному «врастанию» в открытое плюралистическое общество, которые успешно применяются в его практической деятельности. Автор опыта, на основе социологического исследования молодежной среды, проведенным в 2004 году по заказу фонда «Новая Евразия», приходит к выводу, что для «успеха демократических преобразований в стране необходимо постоянное правовое и гражданское образование молодежи». Огромную роль при этом играет школа как важнейший институт социализации личности. Педагог убежден, что, выполняя социальный заказ общества, школа призвана дать не только определенный запас знаний, но и воспитать личность, способную решать социальные задачи.

Обосновывая выбор рассматриваемой проблемы, автор выявляет основное противоречие между необходимостью политического образования личности, способной к решению стоящих перед ней задач, адаптированной к современным социально-экономическим условиям, адекватно участвующей в политической и общественной жизни страны, способной жить и трудиться в быстроменяющемся мире, с одной стороны, и недостаточным вниманием государства к проблемам молодежи, ее гражданского и патриотического воспитания, несоответствием деятельности самого государства правовым ожиданиям молодого поколения, с другой.

Из данного противоречия вытекает ряд существенных проблем, среди которых автор называет следующие:

прагматичность молодежи (в качестве своего жизненного кредо молодое поколение выделяет карьеру и богатство);

патриотизм и приоритет интересов российского государства в малой степени присущи современной молодежи;

осознание молодым поколением важности высокой правовой культуры в правовом государстве, готовность следовать принципам права;

потребность молодежи в получении правовых знаний существенно превышает существующие возможности как в сфере образования, так и в общественном секторе;

необходимость пополнения молодежью своих правовых знаний и невозможность делать это в силу различных причин.

Исходя из данного противоречия, автор ставит перед собой ряд задач, способствующих разрешению выше обозначенных проблем, и рассматривает при этом разные подходы к содержанию гражданского образования, которые нашли свое отражение в существующих сегодня курсах и программах. В этом состоит ценность опыта учителя, который, делая анализ подходов к обучению учащихся обществознанию, показывает на практике, как, используя тот или иной подход, можно вызвать у обучаемых интерес к своему предмету. Остановимся кратко на некоторых из них, поскольку они представляют несомненный интерес для педагогов любого школьного предмета и любой квалификации и успешно используются педагогом в его практической деятельности.

1. Ситуативно-воспитательный подход. Для него характерно обращение первоочередного внимания на рассмотрение реальных жизненных ситуаций, смещение акцентов от содержания к ценностным ориентирам личности, поощрение активности учащихся, использование ролевых игр, групповых дискуссий. В основе данного подхода лежит обращение к социальному опыту подростка, моделирование его поведения, обучение и воспитание через рассмотрение и решение жизненных проблем. При этом подходе большое значение имеют моральные дилеммы, когда школьникам предлагаются ситуации сложного морального выбора и когда не существует однозначного решения.

Данный подход, считает педагог, отличается высокой мотивацией учащихся и их интересом к рассмотрению тем. Создается атмосфера доверия и сотрудничества, развивается умение отстаивать свою точку зрения на основе убедительных аргументов. Однако при всем положительном имеется и ряд недостатков, которые необходимо учитывать: низкий уровень научности; опасность морализаторства в преподавании; преобладание воспитательных акцентов над компонентом знаний.

Ярким примером реализации ситуативно-воспитательного подхода является образовательная программа «Мой выбор», включающая в себя пособия по учебной и воспитательной работе с учащимися 8-9 классов.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Методика развития представления о весе и способах его измерения
В дошкольном возрасте важно подготовить ребенка к усвоению мер массы и сформировать чувство веса, возникающее на основе тактильных ощущений. Чувство веса формируется в практической деятельности. Покажите ребенку предметы разной тяжести, вначале очень контрастные: перышко и стул, тетрадь и кирпич. З ...

Необходимость сотрудничества педагога и родителей учащихся в рамках педагогического процесса
Итак, одна из значимых профессиональных обязанностей учителя это организация такого сотрудничества с родителями учащихся, чтобы оно дополняло его педагогические действия, составляя специфическую сферу родительского влияния. В систему отношений “учитель родители учащихся” учитель вовлекается объекти ...

Математическое творчество подростков
Последнее время термин “математическое творчество” все чаще употребляется при попытках описания содержания математического образования в средней ступени школы. Для того, чтобы говорить о детском математическом творчестве, сначала определимся с тем, что мы будем под этим понимать. Согласно этому пон ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru