Упражнение 4- Продолжение
Цель. Учить соотносить предметную ситуацию на вычитание с записью соответствующего действия.
Воспитатель (на фланелеграфе меняются фигурки). Представьте, что на лугу растут четыре ромашки. Закройте глаза. (Добавляется одна фигурка) Что я сделала? Правильно, добавила одну фигурку.
Кто может составить запись? (Кто-то из детей составляет запись и объясняет употребление знака «плюс».) Сколько всего стало фигурок? Правильно, пять.
Теперь представим, что на столе четыре апельсина. Закройте глаза. (Убираются три фигурки) Откройте. Что я сделала? Правильно, убрала фигурки-апельсины. Сколько их осталось? (Ответы) Кто может составить запись? (Кто-то из детей составляет запись и объясняет употребление знака «минус») Сколько осталось апельсинов? (Ответ во всех случаях получен методом пересчета.)
К теме «Составление равенства; фиксирование результата действия» можно переходить только после того, как дети научатся правильно выбирать знак действия и объяснять свой выбор.
Поскольку обучение специальным приемам вычислительных действий не предусмотрено образовательной программой, дети получают результат либо посредством пересчета, либо присчитыванием (отсчитыванием). Но вычислительное действие может опираться и на знание состава числа («Шесть - это два и четыре, значит, шесть без двух - это четыре»). Как обучать этому приему? Вот примерный план обобщающего занятия по теме «Действия "сложение" и "вычитание"».
Цель. Уточнить представление о действиях «сложение», «вычитание».
Упражнение 1
Цель. Учить соотносить предметные ситуации на сложение и вычитание с выбором знака действий.
Материал. Фланелеграф, наборы фигур; набор карточек с изображением чисел (от 1 до 9), знаков «плюс» и «минус» -для каждого ребенка. (Наиболее приемлемы деревянные фишки из набора «Учись считать».)
Воспитатель (выставляя на фланелеграфе фигурки двух рыбок). К этим двум рыбкам я буду прибавлять рыбки или убавлять их. Ваша задача - показывать мне знак, с помощью которого можно будет записать то, что я делаю.
Педагог меняет количество рыбок. Дети показывают соответствующий знак (плюс или минус), объясняют, почему они так считают.
Упражнение 2
Цель. Учить соотносить предметные ситуации на сложение и вычитание с записью действия (составление выражения).
Если дети научились правильно выбирать знаки, можно предложить им для моделирования различные ситуации. Постановка каждого числа объясняется. Например, дети составляют запись 3 + 2.
Воспитатель. Что означает число 3 в этой записи?
Ребенок. Было три цветка.
Воспитатель. Что означает число 2 в записи?
Ребенок. Добавили два цветка.
Воспитатель. Почему поставили знак «плюс»?
Ребенок. Добавили цветы, их стало больше.
Упражнение 3
Цель. Развивать у детей зрительно-моторную координацию, восприятие и воображение.
Материал. Образец рисунка; рамка с геометрическими прорезями альбомный лист бумаги; цветные карандаши (для каждого ребенка).
Педагог предлагает по образцу рисунка с помощью рамки самостоятельно нарисовать рыбок в соответствии с записью 3 + 2.
Дети выполняют задание и по окончании поясняют свой рисунок
Таким образом, исходя из всего выше написанного можно сделать следующие выводы: использование моделирования в развитии математических представлений дошкольников дает ощутимые положительные результаты, а именно:
позволяет выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию ребенка;
улучшает понимание ребенком структуры и взаимосвязи составных частей объекта или явления;
повышает наблюдательность ребенка, дает ему возможность заметить особенности окружающего мира;
Все вышеперечисленное становится возможным прежде всего потому, что метод моделирования как нельзя лучше соответствует особенностям умственного развития дошкольника, и прежде всего наглядно-образному характеру его мышления.
Все формы использования моделирования, а именно: предметное моделирование, предметно-схематическое моделирование, новый, перспективный метод моделирования дают положительные результаты в практическом применении, активизируя познавательную деятельность детей.
Моделирование является одним из наиболее перспективных методов реализации умственного воспитания, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.
Информация по теме:
Классификация психокоррекционных методов, применяемых педагогической
практике
Широкое распространение во всем мире в течение нескольких последних десятилетий получили различные системы, приемы и средства психокоррекционного воздействия на людей, физически здоровых, но нуждающихся в психологической помощи'. Первоначально многие из них возникли и использовались в основном в ос ...
Программные требования к сюжетным задачам в 1 классе
Объем изучаемого в 4-м классе по «Программе по математике в 1-4 клас-сах начальной школы» материала для подготовки к решению сюжетных задач: - нумерация и порядок образования целых чисел от 1 до 1 000 000, число 0; - понятие операций сложения и вычитания (слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое, результ ...
Педагогическое проектирование системы личностно ориентированных дидактических
игр
Применение технологий обучения обеспечивает логическую последовательность постановки и решения педагогических задач на основе выбора содержания, форм, методов и средств обучения, адекватного целям подготовки будущего учителя технологии и предпринимательства. Неслучайно поэтому, внедрение педагогиче ...