Применение моделирования для развития математических представлений старших дошкольников

Педагогика » Моделирование в развитии математических представлений дошкольников » Применение моделирования для развития математических представлений старших дошкольников

Страница 5

Упражнение 4- Продолжение

Цель. Учить соотносить предметную ситуацию на вычитание с записью соот­ветствующего действия.

Воспитатель (на фланелеграфе меня­ются фигурки). Представьте, что на лугу растут четыре ромашки. Закройте глаза. (Добавляется одна фигурка) Что я сдела­ла? Правильно, добавила одну фигурку.

Кто может составить запись? (Кто-то из детей составляет запись и объясняет употребление знака «плюс».) Сколько все­го стало фигурок? Правильно, пять.

Теперь представим, что на столе четы­ре апельсина. Закройте глаза. (Убирают­ся три фигурки) Откройте. Что я сделала? Правильно, убрала фигурки-апельсины. Сколько их осталось? (Ответы) Кто мо­жет составить запись? (Кто-то из детей составляет запись и объясняет упо­требление знака «минус») Сколько оста­лось апельсинов? (Ответ во всех случаях получен методом пересчета.)

К теме «Составление равенства; фиксирование результата действия» можно переходить только после того, как дети научатся правильно выбирать знак действия и объяснять свой выбор.

Поскольку обучение специальным приемам вычислительных действий не предусмотрено образовательной про­граммой, дети получают результат либо посредством пересчета, либо присчитыванием (отсчитыванием). Но вычисли­тельное действие может опираться и на знание состава числа («Шесть - это два и четыре, значит, шесть без двух - это четы­ре»). Как обучать этому приему? Вот при­мерный план обобщающего занятия по теме «Действия "сложение" и "вычи­тание"».

Цель. Уточнить представление о дей­ствиях «сложение», «вычитание».

Упражнение 1

Цель. Учить соотносить предметные ситуации на сложение и вычитание с вы­бором знака действий.

Материал. Фланелеграф, наборы фи­гур; набор карточек с изображением чи­сел (от 1 до 9), знаков «плюс» и «минус» -для каждого ребенка. (Наиболее приемле­мы деревянные фишки из набора «Учись считать».)

Воспитатель (выставляя на фланеле­графе фигурки двух рыбок). К этим двум рыбкам я буду прибавлять рыбки или убавлять их. Ваша задача - показывать мне знак, с помощью которого можно бу­дет записать то, что я делаю.

Педагог меняет количество рыбок. Де­ти показывают соответствующий знак (плюс или минус), объясняют, поче­му они так считают.

Упражнение 2

Цель. Учить соотносить предметные ситуации на сложение и вычитание с за­писью действия (составление выраже­ния).

Если дети научились правильно выби­рать знаки, можно предложить им для мо­делирования различные ситуации. Поста­новка каждого числа объясняется. Напри­мер, дети составляют запись 3 + 2.

Воспитатель. Что означает число 3 в этой записи?

Ребенок. Было три цветка.

Воспитатель. Что означает число 2 в записи?

Ребенок. Добавили два цветка.

Воспитатель. Почему поставили знак «плюс»?

Ребенок. Добавили цветы, их стало больше.

Упражнение 3

Цель. Развивать у детей зрительно-мо­торную координацию, восприятие и во­ображение.

Материал. Образец рисунка; рамка с геометрическими прорезями альбомный лист бумаги; цветные каран­даши (для каждого ребенка).

Педагог предлагает по образцу рисунка с помощью рамки самостоятельно нари­совать рыбок в соответствии с записью 3 + 2.

Дети выполняют задание и по оконча­нии поясняют свой рисунок

Таким образом, исходя из всего выше написанного можно сделать следующие выводы: использование моделирования в развитии математических представлений дошкольников дает ощутимые положительные результаты, а именно:

позволяет выявить скрытые связи между явлениями и сделать их доступными пониманию ребенка;

улучшает понимание ребенком структуры и взаимосвязи составных частей объекта или явления;

повышает наблюдательность ребенка, дает ему возможность заметить особенности окружающего мира;

Все вышеперечисленное становится возможным прежде всего потому, что метод моделирования как нельзя лучше соответствует особенностям умственного развития дошкольника, и прежде всего наглядно-образному характеру его мышления.

Все формы использования моделирования, а именно: предметное моделирование, предметно-схематическое моделирование, новый, перспективный метод моделирования дают положительные результаты в практическом применении, активизируя познавательную деятельность детей.

Моделирование является одним из наиболее перспективных методов реализации умственного воспитания, поскольку мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Психолого-педагогический потенциал взаимодействия личности с природными объектами
Антропоцентризм современного сознания привел к тому, что в науке выработалась устойчивая парадигма: «природа как окружающая среда». Но природа это не только безликая «окружающая среда», которая, наряду с антропогенной средой, окружает человека, это и совершенно конкретные луг, лес, дерево около дам ...

Особенности восприятия и анализа лирического произведения учениками
Отношение к лирике школьника-читателя на разных этапах его развития разное. На последнем этапе (в старших классах), важно подвести читателя к осмыслению того, что произведение есть отражение авторского миропонимания, а его творчество отражение процесса формирования, изменения взглядов. Художник все ...

Исторический аспект теоретического мышления
В истории философии еще с древности наметилось различие двух типов мышления. С одной стороны, выделялась мыслительная деятельность, направленная на расчленение и описание результатов чувственного опыта, с другой - на раскрытие сущности объектов, внутренних законов их развития. Особенно четко это ра ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru