Применение моделирования для развития математических представлений старших дошкольников

Педагогика » Моделирование в развитии математических представлений дошкольников » Применение моделирования для развития математических представлений старших дошкольников

Страница 3

2. Задание. У Мартышки шесть бана­нов. Обозначьте это количество кружка­ми. Несколько бананов Мартышка съела. У нее стало на четыре меньше. Как пока­зать, что бананов стало на четыре мень­ше? Покажите оставшееся количество ба­нанов. Сколько их?

Цель. Учить составлять условную предметную модель соответственно ситу­ации, заданной словесно; соотносить словесную формулировку «на сколько меньше» с заданием «удалить элементы»

3. Задание. У Жука шесть лапок. Обо­значьте количество лапок красными па­лочками. У Лисицы на две лапки меньше. Обозначьте количество лапок Лисицы зе­леными палочками. Покажите: у кого меньше? У кого больше? На сколько?

Цель. Учить составлять условную пред­метную модель соответственно ситуации, заданной словесно; соотносить словес­ную формулировку «на сколько меньше» с соответствующим предметным дейст­вием в отношении совокупности, сравни­ваемой с данной.

4. Задание. На одной полке пять ча­шеек. Обозначьте их кружками. На другой полке восемь стаканов. Обозначьте их квадратами. Расположите кружки и квад­раты так, чтобы сразу было видно, чего больше - стаканов или чашек? Чего мень­ше? На сколько?

Цель. Учить составлять условную пред­метную модель соответственно ситуации, заданной словесно; учить соотносить словесные формулировки «на сколько больше», «на сколько меньше», сравни­вать множества и оценивать количест­венную разницу.

К знакомству со знаками действий переходят после того, как дети научатся понимать на слух и моделировать все обозначенные виды предметных дейст­вий. Знаки действий, как и любая другая математическая символика, - это услов­ные соглашения. Поэтому педагог просто сообщает, в каких ситуациях использует­ся знак «сложение», а в каких - знак «вы­читание». В качестве примера предлагаем несколько взаимосвязанных заданий.

Упражнение 1

Цель. Учить составлять условную предметную модель соответственно ситу­ации, заданной словесно.

Материал. Фланелеграф; карточки с рисунками, числами, знаками действий; ди­дактический набор (для каждого ребенка).

Воспитатель. Я расскажу вам историю про Воробья. Жил он во дворе детского сада. (На фланелеграфе выставляется изображение птички?) Любил наш Воро­бей по утрам сидеть на кусте рябины и ждать, когда дети выйдут на прогулку и принесут ему крошки - любимое лаком­ство. Однажды утром, как обычно устро­ившись на ветке, воробьишко увидел не­жданных гостей. (На фланелеграфе вы­ставляются карточки с изображением трех снегирей - на каждой карточке од­на птица.)

Прилетели снегири из леса и приня­лись за рябину. Рассердился Воробей, рас­кричался: «Вы чего мою рябину клюете?» А снегири в ответ: «Не гони нас, Воробей. Голодно в лесу, холодно, позволь здесь по­кормиться, а то мы погибнем». Не стал Во­робей жадничать, сжалился. «Ладно, ешь­те, - говорит, - а мне дети из садика еще хлебных крошек принесут, накормят». Так и остались жить снегири в саду.

Скажите: сколько было воробьев? Пра­вильно, один. Сколько снегирей? Пра­вильно, три. Откройте коробки «Дидакти­ческого набора», положите на стол фи­гурки, обозначающие птиц, причем поло­жите так, чтобы было видно: у вас один воробей и три снегиря.

Дети самостоятельно выкладывают количество фигурок: например, один круг и три квадрата или один квадрат и три треугольника. Педагог, обращаясь к каждому, спрашивает: «Кто у тебя? Во­робей? Где видно, что это три снегиря?» Когда дети выполнят задание, педагог выкладывает на фланелеграфе замес­тители и объясняет тем, кто ошибся.

Воспитатель. Воробей отличается от снегирей, значит, фигурка должна быть другая. Один кружок и три квадрата. Или один квадрат и три треугольника. Скажите, а как назвать одним словом воробья и снегирей? Правильно, словом «птицы».

Упражнение 2. Продолжение

Цель. Знакомить детей со знаком «сло­жение».

Воспитатель. Обозначим воробья и снегирей числами. Какие числа надо взять? Правильно, 1 и 3. А теперь я вам по­кажу, как обозначить, что числа эти вмес­те «сидят на дереве». В математике ис­пользуют вот такой знак (показ) - «+». На­зывают этот знак «плюс». Действие, кото­рое обозначается знаком «плюс», называ­ют «сложение». Вот такая запись (по­казывает) 1 + 3 означает, что мы собрали числа вместе, соединили, «сложили». А те­перь скажите, сколько всего у нас птиц? Правильно, четыре.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Анализ результатов исследования физической подготовленности в процессе возрастного развития
1. Результаты теста «Прыжок в длину с места» (см). Таблица №1 № п/п Ф.И. учащегося Результаты по классам, см 4 кл. 5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 9 кл. 10 кл. 1. Алексей Б. 165 180 185 190 210 235 225 2. Александр Б. 120 155 160 160 180 190 200 3. Юрий В. 125 150 160 160 170 200 220 4. Александр Д. 150 16 ...

Содержание дежурств в разных возрастных группах
Трудовая деятельность ребенка 3-го года жизни в силу возрастных возможностей детского организма еще очень ограниченна. На данном этапе решаются задачи развития предпосылок трудовой деятельности, формирования гигиенических навыков и навыков самообслуживания. С 2 лет у детей начинают воспитывать инте ...

Основные качества, способности, умения будущего педагога
Следует выделить три группы качеств, которые необходимы учителю - специалисту по интенсивному обучению иностранным языкам для успешного обучения им учащихся средней школы. · Психофизиологические характеристики: эмоциональность, внимательность, хорошая память, четкая дикция, уравновешенность. · Личн ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru