Применение моделирования для развития математических представлений старших дошкольников

Педагогика » Моделирование в развитии математических представлений дошкольников » Применение моделирования для развития математических представлений старших дошкольников

Страница 3

2. Задание. У Мартышки шесть бана­нов. Обозначьте это количество кружка­ми. Несколько бананов Мартышка съела. У нее стало на четыре меньше. Как пока­зать, что бананов стало на четыре мень­ше? Покажите оставшееся количество ба­нанов. Сколько их?

Цель. Учить составлять условную предметную модель соответственно ситу­ации, заданной словесно; соотносить словесную формулировку «на сколько меньше» с заданием «удалить элементы»

3. Задание. У Жука шесть лапок. Обо­значьте количество лапок красными па­лочками. У Лисицы на две лапки меньше. Обозначьте количество лапок Лисицы зе­леными палочками. Покажите: у кого меньше? У кого больше? На сколько?

Цель. Учить составлять условную пред­метную модель соответственно ситуации, заданной словесно; соотносить словес­ную формулировку «на сколько меньше» с соответствующим предметным дейст­вием в отношении совокупности, сравни­ваемой с данной.

4. Задание. На одной полке пять ча­шеек. Обозначьте их кружками. На другой полке восемь стаканов. Обозначьте их квадратами. Расположите кружки и квад­раты так, чтобы сразу было видно, чего больше - стаканов или чашек? Чего мень­ше? На сколько?

Цель. Учить составлять условную пред­метную модель соответственно ситуации, заданной словесно; учить соотносить словесные формулировки «на сколько больше», «на сколько меньше», сравни­вать множества и оценивать количест­венную разницу.

К знакомству со знаками действий переходят после того, как дети научатся понимать на слух и моделировать все обозначенные виды предметных дейст­вий. Знаки действий, как и любая другая математическая символика, - это услов­ные соглашения. Поэтому педагог просто сообщает, в каких ситуациях использует­ся знак «сложение», а в каких - знак «вы­читание». В качестве примера предлагаем несколько взаимосвязанных заданий.

Упражнение 1

Цель. Учить составлять условную предметную модель соответственно ситу­ации, заданной словесно.

Материал. Фланелеграф; карточки с рисунками, числами, знаками действий; ди­дактический набор (для каждого ребенка).

Воспитатель. Я расскажу вам историю про Воробья. Жил он во дворе детского сада. (На фланелеграфе выставляется изображение птички?) Любил наш Воро­бей по утрам сидеть на кусте рябины и ждать, когда дети выйдут на прогулку и принесут ему крошки - любимое лаком­ство. Однажды утром, как обычно устро­ившись на ветке, воробьишко увидел не­жданных гостей. (На фланелеграфе вы­ставляются карточки с изображением трех снегирей - на каждой карточке од­на птица.)

Прилетели снегири из леса и приня­лись за рябину. Рассердился Воробей, рас­кричался: «Вы чего мою рябину клюете?» А снегири в ответ: «Не гони нас, Воробей. Голодно в лесу, холодно, позволь здесь по­кормиться, а то мы погибнем». Не стал Во­робей жадничать, сжалился. «Ладно, ешь­те, - говорит, - а мне дети из садика еще хлебных крошек принесут, накормят». Так и остались жить снегири в саду.

Скажите: сколько было воробьев? Пра­вильно, один. Сколько снегирей? Пра­вильно, три. Откройте коробки «Дидакти­ческого набора», положите на стол фи­гурки, обозначающие птиц, причем поло­жите так, чтобы было видно: у вас один воробей и три снегиря.

Дети самостоятельно выкладывают количество фигурок: например, один круг и три квадрата или один квадрат и три треугольника. Педагог, обращаясь к каждому, спрашивает: «Кто у тебя? Во­робей? Где видно, что это три снегиря?» Когда дети выполнят задание, педагог выкладывает на фланелеграфе замес­тители и объясняет тем, кто ошибся.

Воспитатель. Воробей отличается от снегирей, значит, фигурка должна быть другая. Один кружок и три квадрата. Или один квадрат и три треугольника. Скажите, а как назвать одним словом воробья и снегирей? Правильно, словом «птицы».

Упражнение 2. Продолжение

Цель. Знакомить детей со знаком «сло­жение».

Воспитатель. Обозначим воробья и снегирей числами. Какие числа надо взять? Правильно, 1 и 3. А теперь я вам по­кажу, как обозначить, что числа эти вмес­те «сидят на дереве». В математике ис­пользуют вот такой знак (показ) - «+». На­зывают этот знак «плюс». Действие, кото­рое обозначается знаком «плюс», называ­ют «сложение». Вот такая запись (по­казывает) 1 + 3 означает, что мы собрали числа вместе, соединили, «сложили». А те­перь скажите, сколько всего у нас птиц? Правильно, четыре.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Значение участка детского сада для воспитательно-образовательной работы с детьми
Во всех группах детского сада для ознакомления детей с природой широко используются прогулки. Но уже с детьми средней группы следует проводить экскурсии. Экскурсии и прогулки имеют большое воспитательно-образовательное значение; они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные се ...

Методические рекомендации по эффективному взаимодействию социального педагога с детьми, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа
Рекомендации, которые будут приведены ниже, помогут улучшить работу социального педагога в учреждениях интернатного типа для детей- сирот. Социальный педагог должен: - Знать историю личного дела ребенка. - Спокойно обговаривать прошлую жизнь ребенка, если у него есть такая потребность. - Знать дета ...

Особенности учебно-методического комплекта «классическая начальная школа»
Учебно-методический комплект «Классическая начальная школа» является целостной системой на единых психолого-педагогических и концептуальных основах. Содержание предметов в этой модели выстроено в единой логике, которой соответствует методический и дидактический аппарат всех учебников. В программах ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru