Применение моделирования для развития математических представлений старших дошкольников

Педагогика » Моделирование в развитии математических представлений дошкольников » Применение моделирования для развития математических представлений старших дошкольников

Страница 2

Виды подготовительных заданий для усвоения смысла сложения могут быть следующие.

Ситуации, моделирующие объединение двух множеств

1. Задание. На столе три морковки и два яблока. Возьмите три морковки, два яблока (наглядность) и положите их в корзину. Как узнать, сколько стало морко­вок и яблок вместе?

Цель. Подвести к пониманию необхо­димости выполнять дополнительные действия (в данном случае речь идет о пе­ресчете) для определения общего коли­чества предметов совокупности.

2. Задание. На полке две чашки и четы­ре стакана. Обозначьте чашки соответст­вующим числом кружков, стаканы - квад­ратами. Покажите, сколько их вместе. Со­считайте.

Цель. Подвести к пониманию смысла операции «объединение»; обучить пере­воду словесно заданной ситуации в услов­ную предметную модель. (Модель помо­гает детям, абстрагируясь от конкретных признаков и свойств предметов, сосредо­точиться только на количественной ха­рактеристике ситуации.)

3. Задание. В вазе конфеты и вафли. Надо взять четыре конфеты и одну ваф­лю, обозначить их фигурками, показать, сколько всего сладостей взято из вазы, и сосчитать.

Цель. Подвести к пониманию того, что смысл ситуации определяется не словом «взяли», а соотношением между данными и тем, что требуется найти. (Условная предметная модель помогает абстрагироваться от «мешающего» сло­ва «взяли», поскольку показ рукой «всего, что взято», охватывает всю совокуп­ность.)

Ситуации, моделирующие увеличение на несколько единиц дан­ной совокупности или совокупнос­ти, сравниваемой с данной

1. Задание. У Вани три значка. Обо­значьте значки кружками. Ване дали еще значки, и у него стало на два значка боль­ше. Что надо сделать, чтобы узнать, сколько у него теперь значков? Сосчи­тайте результат.

Цель. Учить составлять условную предметную модель соответственно ситу­ации, заданной словесно; соотносить словесную формулировку «на сколько больше» с добавлением элементов.

2. Задание. У Пети два игрушечных грузовика. Обозначьте грузовики квад­ратиками. У Пети столько же легковых машин. Обозначьте легковые машины кружками и скажите: сколько потребуется кружков? На день рождения Пети подарили еще три легковые машины. Каких машин теперь больше? Обозначьте количество машин кружками. Покажите, на сколько больше.

Цель. Учить составлять условную предметную модель соответственно ситу­ации, заданной словесно; соотносить словесную формулировку «столько же» с соответствующим предметным действи­ем; сочетать в последовательных пред­метных действиях ситуации заданий пер­вых двух видов.

3. Задание. В одной коробке шесть карандашей, в другой на два больше. Обозначьте карандаши из первой короб­ки зелеными палочками, карандаши из второй коробки - красными палочками. Покажите, сколько карандашей в первой коробке, сколько во второй. В какой ко­робке карандашей больше? В какой меньше? На сколько?

Цель. Учить составлять условную предметную модель соответственно ситу­ации, заданной словесно; соотносить словесную формулировку «на сколько больше» с соответствующим предметным действием в отношении совокупности, сравниваемой с данной.

Вычитание

С теоретико-множественной точки зрения вычитанию соответствуют че­тыре вида предметных действий:

а) удаление части совокупности (множе­ства); б) уменьшение данной совокупнос­ти на несколько единиц; в) уменьшение на несколько единиц совокупности, срав­ниваемой с данной; г) разностное сравне­ние двух совокупностей (множеств). На подготовительном этапе педагог учит де­тей моделировать на предметных сово­купностях перечисленные выше ситуа­ции, понимать и представлять их со слов, показывать руками как процесс, так и ре­зультат предметного действия, а затем ха­рактеризовать их словесно.

Виды подготовительных заданий для усвоения смысла действия вычитания

1. Задание. Удав, отдыхая на полянке, нюхал цветы. Всего было семь цветов. Обозначьте их кружками. Пришел Слоненок и нечаянно наступил на два цветка. Как показать, что случилось? Сколько цве­тов теперь сможет нюхать Удав?

Цель. Подвести к пониманию смысла ситуации «удаление части множества»; учить моделировать ситуацию на услов­ной предметной наглядности. (Методи­ка помогает абстрагироваться от несу­щественных частных признаков пред­метов и сосредоточить внимание на из­менении количественной характерис­тики.)

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Уровень речевого поведения родителей
Для определения уровня речевого поведения с родителями также была проведена определенная работа. Для эксперимента были привлечены родители тех детей, с которыми проводились исследования. Родителям были предложены анкеты, проводились индивидуальные беседы, которые помогли повысить эффективность восп ...

Подходы к обучению учащихся обществознанию
Описание педагогического опыта по обозначенной проблеме представляет определенный интерес для работников образования и может быть использовано в качестве методических рекомендаций по организации учебно-воспитательного процесса с учащимися в рамках нового стандарта образовательной области «Обществоз ...

Комплекс компетенций составляющих компетентность
В компетенциях учащихся можно выделить базовый и продвинутый уровни. Покажем это на примере компетенций в области компьютерной грамотности и овладения языком. Базовые компетенции обеспечивают умение ученика включить и выключить компьютер, знать, для чего нужны те или иные виртуальные кнопки и «икон ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru