Исторические аспекты возникновения урока как организационных форм обучения

Педагогика » Педагогические условия реализации современных требований к уроку » Исторические аспекты возникновения урока как организационных форм обучения

Страница 2

В средние века в связи с увеличением количества обучающихся появилась возможность подбирать в группы детей примерно одного возраста. Это обусловило необходимость создания более совершенной организационной системы обучения. Ею стала классно – урочная система, разработанная в семнадцатом веке. Я.А. Коменским и описанная им в книге «Великая дидактика». Требования к уроку довольно многогранны. Существует ряд подходов к сущности урока. Исходя из этого, нами выбрана указанная тема, неувязка урока интересовала многих методистов, психологов, педагогов. Такие авторы как - Я.А. Коменский, И.Ф. Герберт, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Я.В. Давид давали разные формы урока. Наибольшее распространение получила классно-урочная система обучения Я.А. Коменского. В дальнейшем она усовершенствовалась. Сущность системы Я.А. Коменского ввёл в школах учебный год, разделил учащихся на группы, поделил учебный день на равные отрезки и назвал их уроками. Уроки чередовались с переменами. С методической стороны все уроки выстраивались довольно четко, представляли собой относительно законченное целое. Структурными частями урока были начало, в течение которого учитель с помощью вопросов побуждал учащихся восстановить в памяти и устно изложить пройденное ранее, продолжение, когда учитель разъяснял новый материал, и окончание, когда учащиеся закрепляли только что услышанный материал и выполняли упражнения. Я.А. Коменский был против домашних заданий. По его мнению, школа – учебная мастерская, следовательно, в ней, а не дома надо обеспечить успех в учении.

Классно – урочная система обучения дальнейшее развитие у К.Д. Ушинского. Он научно обосновал все её преимущества и создал стройную теорию урока, в особенности его организационное строение и типологию. В каждом уроке К.Д. Ушинский выделял три последовательно связанных друг с другом части. Первая часть урока направлена на осуществление сознательного перехода от пройденного к новому и создание у учащихся целевой установки на интенсивное восприятие материала. Эта часть урока, по мнению К.Д. Ушинского, является как бы «дверью» урока. Вторая часть урока направлена на решение основной задачи и является определяющей, центральной частью урока. Третья часть направлена на поведение итогов проделанной работы и на закрепление знаний и навыков.

Идею К.Д. Ушинского о том, чтобы дети на уроке по возможности трудились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным трудом и давал для него материал, в начале двадцатого века попыталась реализовать в США Е. Паркхерст при поддержке влиятельных в то время педагогов Джона и Эвелины Дьюки. В соответствии с предложенным ею дальтон – планом традиционные занятия в форме уроков отменялись, учащиеся получали письменные задания и после консультации учителя работали над ними самостоятельно по индивидуальному плану.

Большой вклад в разработку научных основ организации урока внёс А. Дистерверг. Он разработал систему принципов и правил обучения, касающихся деятельности учителя и ученика, обосновал необходимость учёта возрастных возможностей учащихся. Классно – урочная система получила распространение во всех странах и в своих основных чертах остаётся неизменной на протяжении более трёхсот лет. Однако уже в конце девятнадцатого века она стала подвергаться критике в связи с распространением догматизма и схоластики в преподавании, низким качеством обучения. Поиски организационных форм обучения, которые заменили бы классно – урочную систему, были связаны преимущественно с проблемами количественного охвата обучающихся и управления учебным процессом.

Большое значение Дистервег придаёт сознательному усвоению изучаемого материала. Одним из показателей такого усвоения является способность учащихся ясно и четко изложить сущность дела. Много внимания Дистервег уделяет закреплению материала.

Обучение, по Герберту, должно основываться на многосторонности интересов. Одни из них направлены на познание окружающей действительности, другие – общественной жизни. Герберт различает шесть самостоятельных видов различных интересов.

К интересам первой группы он относит интересы: эмпирический, который как бы отвечает на вопрос, что это такое, и возбуждает стремление к наблюдению; умозрительный, который отвечает на вопрос, почему это так, и настраивает на размышление; эстетический – обеспечивает художественную оценку явлений. Ко второй группе интересов относятся: симпатический, направленный на членов своей семьи и ближайший круг знакомых; социальный – на более широкий круг людей, на общество, свой народ и всё человечество. К этой же группе Герберт относит религиозный интерес, направленный на общение с богом. Признавая ценным указания Герберта о необходимости сделать образование разносторонним.

Герберт разработал теорию ступеней обучения, ставшую широко известной среди педагогов всех стран. Он сделал попытку привести обучение в соответствие с законами психической деятельности ребёнка, которую он понимал как механизм деятельности апперцептивного процесса.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Изучение уровня духовно-нравственного развития у младших подростков в современной общеобразовательной школе
Анализ возможностей русского православного искусства в духовно-нравственном развитии младших подростков предполагал определение состояния этой проблемы в школьной практике. Нами изучен и обобщен опыт работы многих учителей, педагогов дополнительного образования общеобразовательных школ г. Улан-Удэ, ...

Стандарт образования
Государственный стандарт общего образования – совокупность норм, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, требования к уровню подготовки выпускников (обучающихся) всех ступеней общего образования, максимальный объем обязательной учебной нагр ...

Необходимость сотрудничества педагога и родителей учащихся в рамках педагогического процесса
Итак, одна из значимых профессиональных обязанностей учителя это организация такого сотрудничества с родителями учащихся, чтобы оно дополняло его педагогические действия, составляя специфическую сферу родительского влияния. В систему отношений “учитель родители учащихся” учитель вовлекается объекти ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru