Исторические аспекты возникновения урока как организационных форм обучения

Педагогика » Педагогические условия реализации современных требований к уроку » Исторические аспекты возникновения урока как организационных форм обучения

Страница 3

Процесс обучения, по Герберту, обязательно проходит через углубление в изучаемый материал. Отсюда следуют четыре ступени обучения, которые Герберт назвал: 1) ясность это углубление в состоянии покоя, 2)ассоциация – это углубление в состоянии движения, 3) система – это осознание в состоянии покоя, 4) метод – это осознание в состоянии движения, применение полученных знаний к новым фактам, явлениям, событиям. В области дидактики – это различного рода учебные упражнения, требующие от учеников широкого использования полученных знаний, умения логически и творчески мыслить. Эти ступени определяют, по Герберту, в последовательность хода обучения. Но они являются формальными, потому что не зависят от конкретного содержания учебного материала, возраста учащихся, дидактической задачи урока.

Так, в конце девятнадцатого века в Англии оформилась система обучения, охватывающая одновременно 600 более обучающихся. Учитель, находясь с учащимися разных возрастов и уровня подготовленности в одном зале, учил старших и более успевающих, а те в свою очередь – младших. В ходе занятия он также наблюдал за работой групп, возглавляемых его помощниками – мониторами. Эта система обучения получила название бель – ланкастерской, по фамилии её создателей – священника А. Белля и учителя Д. Ланкастера. Её изобретение было вызвано стремлением разрешить противоречие между потребностью в более широком распространении элементарных знаний среди рабочих и сохранением минимальных затрат на обучение и подготовку учителей.

С появлением первых университетов зарождается лекционное – семинарская система обучения. Она практически не претерпела существенных изменений с момента её создания. Лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, консультации и практики по избранной специальности по – прежнему остаются ведущими формами обучения в рамках лекционное – семинарской системы. Неименными её атрибутами являются коллоквиумы, зачеты и экзамены.

Лекционное – семинарская система в её чистом варианте используется в практике высшего и послевузовского образования, т.е. в условиях, когда у обучающихся уже имеется определённый опыт учебной - познавательной деятельности, когда сформированы основные обще - учебные умения, и прежде всего умение самостоятельного приобретения знаний. Она позволяет органично соединять массовые, групповые и индивидуальные формы обучения, хотя доминирование первых естественно предопределено особенностями возраста обучающихся: студентов, слушателей системы повышения квалификации.

В последние годы элементы лекционное – семинарской системы обучения стали использоваться в общеобразовательной школе, сочетаясь с формами обучения классно – урочной системы. Опыт прямого перенесения лекционное – семинарской системы в школу себя не оправдал.

Так, в 60-е гг. большую известность получил план Трампа, названный так по имени его разработчика, американского профессора педагогики Л. Трампа. Эта форма организации обучения предполагала сочетание занятий в больших аудиториях (100-150 человек) с занятиями в группах по 10-15 человек и индивидуальной работой учащихся. На общие лекции с применением разнообразных технических средств отводилось 40% времени, на обсуждение лекционного материала, углубленное изучение отдельных разделов и отработку умений и навыков (семинары) – 20%, а остальное время учащиеся работали самостоятельно под руководством педагога или его помощников из сильных учащихся.

В настоящее время по плану Трампа работают лишь некоторые частные школы, а в массовых закрепились только его отдельные элементы: преподавание бригадой педагогов одного предмета (один читает лекции, другие проводят семинары); привлечение помощников, не имеющих специального образования, к проведению занятий с большой группой учащихся; организация самостоятельной работы в малых группах. Кроме механического переноса вузовской системы обучения в общеобразовательную школу план Трампа утверждал принцип индивидуализации, выражающийся в предоставлении ученику полной свободы в выборе содержания образования и методов его освоения, что было связано с отказом от руководящей роли учителя и игнорированием стандартов образования.

В 70-х гг. модернизацию классно – урочной системы обучения осуществил учитель из Одесской области Н.П. Кузик. Он назвал её «лекционное – семинарской», хотя вернее было бы назвать лекционное – лабораторной.

Другие ученые и практики направляли свои усилия на поиск таких организационных форм обучения, которые сняли бы недостатки урока, в частности его ориентированность на среднего ученика, единообразие содержания и усредненность темпов учебного продвижения, неизменность структуры. Недостатком традиционного урока являлось и то, что он сдерживал развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся.

Итак, организационные формы обучения представляют собой внешнее выражение согласованной деятельности педагогов и воспитанников, осуществляемой в установленном порядке и определённом режиме. Они имеют социальную обусловленность, регламентируют совместную деятельность педагога и воспитанников. Определяют соотношение индивидуального и коллективного в образовательном процессе, степень активности учащихся в учебной деятельности и способы руководства ею стороны учителя.

Страницы: 1 2 3 

Информация по теме:

Психологические механизмы развития субъективного отношения к природе
Выделим несколько особенностей, характеризующих этот процесс как систему. От перцептивно-эмоционального к практическому каналу возрастает роль сознательной регуляции человеком процесса формирования отношения к объектам природы. Если в перцептивно-эмоциональном канале воздействие релизеров связано в ...

Характеристика основных составляющих культуры умственного труда
Культура умственного труда - это синтез качеств личности, которые в совокупности характеризуют личностное отношение к учебной деятельности, уровень её интеллектуальных, организационно-технических, гигиенических сторон, дающих возможность ученику качественно, рационально, с наименьшими затратами сил ...

Опыт осуществления нравственного воспитания на уроках литературы
Уроки литературы наиболее благоприятны для осуществления нравственного воспитания. Произведения, входящие в школьную программу, содержат материал, способствующий духовному развитию личности. Как мы уже упоминали ранее, основной задачей нравственного воспитания в 6 классе является: «воспитание нравс ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru