Исследование отечественных и зарубежных авторов по проблеме влияния речевого поведения родителей на речевое поведение дошкольника

Педагогика » Влияние речевого поведения родителей на речевое поведение дошкольников » Исследование отечественных и зарубежных авторов по проблеме влияния речевого поведения родителей на речевое поведение дошкольника

Страница 2

Исследователи изучения соотношения речи и мышления у детей Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, показали, что все психические процессы у ребенка (мышление восприятие, память, внимание, воображение, целенаправленное поведение) развиваются с прямым участием речи. Таким образом, опыты, проведенные Выготским показали, что значение слов развивается. Путь значения может быть представлен следующим образом: от диффузного к наглядному, далее к категориальному.

Данной проблемой также активно занимались такие известные ученые как: В.С. Мухина ("Формирование активной речи служит основой для всего психического развития ребенка" ), Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Р. Филичева, которые рассматривали, что регулирующая функция речи тесно связано с развитием целенаправленного поведения, с развитием внутренней речи и возможности программированной интеллектуальной деятельности. Г.Л. Розенгард-Пупко показал, что речь имеет чрезвычайно существенное значение для развития восприятия и многие другие.

Проблемы, связанные с овладением речью, развитием и совершенствованием всех речевых процессов интересовала и зарубежных исследователей, психологов. Так, внимание исследователей привлек вопрос: какая из грамматических форм - существительное или глагол раньше появляется в детской речи. С точки зрения логики полагалось, что сначала должны появиться слова - существительные, поскольку они, в отличии от глаголов, принадлежат к устойчивым явлениям действительности. Однако Бейтс, в своих кросслингвистических исследованиях обнаружил, что этот тезис не оправдывается.

В период дошкольного детства важное значение для психического развития приобретает становление речи. Исследуя этапы психического развития детей, Штерн впервые провел систематическое наблюдение за формированием речи. Выделив несколько периодов в этом процессе, он подчеркивал, что наиболее важен из них тот, который связан с открытием детьми значения слова, того, что каждый предмет имеет свое название (такое открытие ребенок делает примерно в полтора года). Этот период, о котором впервые заговорил Штерн, стал потом отправной точкой для исследования речи практически у всех ученых, занимавшихся этой проблемой. Выделив пять основных этапов развития речи у детей, Штерн детально описал их, фактически разработав первые нормативы в развитии речи у детей до 5 лет. Он также выделил основные тенденции, определяющие это развитие, главными из которых являются переход от пассивной к активной речи и от слова к предложению.

К. Бюлер дает несколько иную трактовку развития речи. Связывая речь с процессом творчества, что, по его мнению, является ведущей линией становления психики, он выдвинул эвристическую теорию речи.К. Бюлер считал, что речь не дается ребенку в готовом виде, но придумывается, изобретается им в процессе общения со взрослыми. Таким образом, в отличие от других психологов, К. Бюлер настаивал на том, что процесс формирования речи - это цепь открытий. "Открытие" флективной природы языка К. Бюлер называет вторым языковым "открытием". По мнению К. Бюлера, на границе второго и третьего года жизни ребенок, сам того не понимая, как бы интуитивно "открывает", что слова в предложении связаны между собой.

Советский исследователь А.Н. Гвоздев писал о трех стадиях постижения ребенком грамматической структуры языка: сначала слова употребляются в женском роде, затем в мужском и, наконец, появляется дифференциация, то есть правильное словоупотребление. Исследователи, попытавшиеся сформировать ориентацию на флективную природу языка ребенка, взяли две группы детей. В первой группе дети много-много раз повторяли: "кукла упала", "заяц упал" и т.п. Оказалось, что необходимо до 1000 повторений, чтобы ребенок смог безошибочно соединить эти два слова. Во второй группе была организована игра. В домик должны были войти лиса, слон и т.д. Экспериментатор говорил: "лиса", ребенок добавлял: "пришла", и лиса попадала в домик. Таким образом, в эксперименте согласование слов включили в контекст деятельности и понимания между взрослым и ребенком.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Стандарт образования
Государственный стандарт общего образования – совокупность норм, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, требования к уровню подготовки выпускников (обучающихся) всех ступеней общего образования, максимальный объем обязательной учебной нагр ...

Понятие «стертая дизартрия», как медико-психолого-педагогическая проблема
Стертая дизартрия - речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга (Л.В. Лопатина). Стертая дизартрия встречается очень часто в логопедичес ...

Влияние среды на развитие ребенка с точки зрения педагогики
В педагогике социум, социальная среда рассматриваются прежде всего с точки зрения процесса включения туда ребенка и интеграции через ближайшую социальную среду в общество в целом. С этой точки зрения важным становится то, что отношения человека и внешних социальных условий его жизни в социуме имеют ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru