Характеристика семьи как социальной структуры общества

Страница 1

Супружеству и семье посвящены тысячи книг и научных исследований. Ещё античные мыслители уделяли внимание этой проблеме, но к определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону, Патриархальную семью он считал неизменной, исходной общественной ячейкой: государства возникают в результате объединения семей. Однако Платон не был последователен во взглядах на семью. В проектах “Идеального государства” в целях достижения сплоченности общества он предлагал введение общности жен, детей и имущества. Эта идея была не нова.

Древнегреческий историк Геродот в своей знаменитой “Истории” отмечает, что общность женщин была отличительной чертой у ряда племен. Такие сведения встречаются на протяжении всей античной эпохи. Платон считал, женщины должны обучаться тем же искусствам, что и мужчины, так же, как и они, овладевать важными навыками. У него мы находим вполне конкретные рекомендации, как обеспечить здоровое потомство. По его мнению, самых здоровых детей рожают женщины в возрасте от 20 до 40 лет от мужчин не старше 55лет. Платон требовал, чтоб каждый мужчина вступил в брак до 35 лет, уклоняющиеся от этого должны подвергаться штрафу. Хорошо, когда супруги различны по темпераменту, это обеспечивает уравновешенное потомство. Недопустимо, подчеркивал Платон, зачатие в состоянии опьянения, это чревато тяжёлыми последствиями для будущих детей.

Аристотель, критикуя проекты “идеального государства”, развивает идею Платона о патриархальной семье как исходной и основной ячейке общества. При этом семьи образуют “селения”, а соединение “селений” - государство. Подобная точка зрения на семью господствовала продолжительное время.

Французский просветитель Жан-Жак Руссо отмечал, что самое древнее из всех обществ и единственно естественное - это семья. Таким образом, семья - это, если угодно, прообраз политических обществ, правитель - это подобие отца, народ - детей. Философы античности, средневековья и отчасти даже нового времени выводят общественные отношения из семейных отношений, обращают основное внимание на отношение семьи к государству, а не на характеристику ее как особого социального института. В определенной мере эти взгляды разделяли даже немецкие философы Кант и Гегель. Основу семьи Кант видел в правовом порядке, а Гегель - в абсолютной идее. Заметим, что ученые, признающие вечность и изначальность моногамии, фактически отождествляют понятия “брак” и “семья”, различия между ними сводятся к формальному началу. Конечно, между понятиями “брак” и" “семья” существует тесная взаимосвязь. Недаром в литературе прошлого (иногда и настоящего) они нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. Современные советские социологи определяют брак как “исторически изменяющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.

Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.

Примерно до середины двадцатого века в мышлении людей господствовали религиозно-догматические воззрения на брак и семью. Семья рассматривалась как нечто неизменное.

Началом исторического подхода к семье можно считать работу швейцарского историка И. Бахофена (1815-1887) “Материнское право” (1861). В ней он высказал предположение, что для ранних ступеней развития общества была характерна полная неупорядоченность половых отношений. В дальнейшем развитии общества господствующая роль принадлежала женщине. Позднее утвердилось господство мужчин. Следы того первобытного периода, когда господствовала групповая семья и неизвестно было, кто является отцом ребёнка, Бахофен видел в религиозной проституции, в праве первой ночи.

Большой резонанс, особенно в Англии, получили труды шотландского учёного Дж.Ф. Мак-Леннана (1827-1881). Он называет три формы брака: многоженство, многомужество и моногамию. По его мнению, дикари убивали новорождённых девочек, из-за чего в каждом племени был избыток мужчин, а женщины имели несколько мужей, т.е. возникло многомужество.

С критикой нового учения выступил английский юрист и историк Г.Мэн, который отрицал существование матриархата в развитии общества.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru