Знания, которые получают дети в начальных классах, помогают им уже на этой ступени познания осознать существенные связи и зависимости в явлениях природы и обществе, усвоить ряд важнейших идей, которые определяют требования к их деятельности, поведению и духовным запросам. В области явлений природы младшие школьники познают в системе, например, следующие существенные связи: в природе происходят изменения по временам года, они ежегодно повторяются, для каждого времени года характерны свои признаки, в разные времена года различен труд людей в сельском хозяйстве; сезонные изменения связаны прежде всего с изменением температуры, которая зависит от положения местности по отношению к солнцу и от ветров.
В природе существует круговорот воды, что очень важно для жизни растений, животных и человека. Человек познает, в какой зависимости находится рост и развитие растений от влаги, температуры и состояния почвы. Люди познали строение и жизнь животных и приемы ухода за ними, Человек изучил строение жизнь своего тела и установил, как надо заботиться о здоровье, опираясь на научные знания.
Учащиеся знакомятся с богатствами природы, со свойствами некоторых твердых, жидких и газообразных тел, с переходом тех из одного состояния в другое, с причинами этих изменений, с тем, как человек использует эти богатства природы. В области явлений общественной жизни школьники познают важные для формирования их мировоззрения положения и идеи, раскрывающие особенности развития общества.
С помощью музыки язык фактов и идей можно представить образно. Музыка способна выразить то, что невыразимо словами, раскрыть самые глубокие, самые тонкие оттенки человеческих чувств, мыслей, настроений, переживаний. Ей по силам передать одновременно чувства, ощущения разных людей, воздействовать на формирование мировоззрения в такой же степени, как и природе. Понимание общественной идеи, выраженной в музыкальном произведении, развивает учащихся интеллектуально и эстетически.
Идеи, воплощенные в музыке, соединяются в сознании учащихся с конкретным историческим материалом.
В начальной школе большое место занимает тема дружбы и товарищества; связь личных интересов с интересами всего коллектива, всей страны.
Усвоение всех этих взглядов, норм и требований происходит на основе рассмотрения конкретных фактов, примеров, иллюстраций из произведений искусства и литературы, с тем, чтобы учащимся все это было понятно и вызывало бы у них сознательное стремление следовать на деле тому, что требует общественное сознание и мораль.
Сознательное усвоение очерченного выше круга элементарных научных, исторических и художественно-эстетических знаний, понятий труда и нравственности и есть основной путь формирования у младших школьников основ научного мировоззрения.
Большое образовательное и воспитательное значение имеют при этом рассказы о больших научных открытиях, о жизни замечательных людей, о деятельности крупных ученых. Привлекается материал из истории и современной жизни. Конечно, речь идет о материале, доступном младшим школьникам и по содержанию, и по форме, способном вызвать у них познавательный интерес и создать проблемную ситуацию. Задача учителя младших классов состоит в том, чтобы удовлетворить интерес детей в ответах на их вопросы о событиях в мире науки и техники и о политических событиях. Эти вопросы у младших школьников возникают постоянно в повседневной жизни: они слышат о последних новостях по радио и телевидению, просматривают газеты и журналы, многое узнают от общения со старшими. В этот стихийный поток знаний педагог вносит правдивое освещение, комментирует их с нужных, научных позиций.
В формировании мировоззрения особенно велика, роль искусства, как музыки, так и литературы: «Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки, изобразительного искусства, эстетики, имеющих большую познавательную и воспитательную силу».
Педагогическое руководство чтением младших школьников должно быть направлено на то, чтобы дети как можно яснее, ярче воспринимали образы людей, изображаемых писателем, испытывали волнение, знакомясь с поступками героев, переживали бы содержание произведения и сердцем и умом. Литературные произведения должны побуждать детей бороться со злом, творить добро, т. е. действовать в жизни в соответствии с благородными целями, зовущими к борьбе за правду и справедливость. Помогают воспитывать мировоззрение кинофильмы, картины художников.
Огромное впечатление на младших школьников, на их чувства и мысли производят личные встречи и беседы с людьми, которые в своей деятельности неуклонно следовали своим твердым убеждениям в любых трудных условиях, активно действовали на различных участках производственной работы. Формирование мировоззрения предполагает непременно уже и на начальной ступени связи взглядов и убеждений с поступками, с поведением учащихся. Необходимо чтобы младшие школьники привыкли к тому, что если они усвоили правильный взгляд по какому-то вопросу, то они в своем собственном поведении должны следовать этому взгляду. Можно лишь тогда считать, что ученик понял, как важна честность, когда он сам во всем старается быть честным, включая и такие случаи, когда он сам честно признает свою вину, если совершил плохой поступок. Действенность мировоззрения предполагает активную борьбу за то, чтобы нравственным позициям следовали и окружающие взрослые, и члены семьи ученика.
Информация по теме:
Адаптация высшего образования Украины к Европейскому высшему
образованию
Отметим, что Болонская декларация - это не элитный клуб. Присоединение Украины к этому процессу еще вовсе не означает, что нашу страну тотчас признает европейский образовательный "дом". До 2010 года ведомство С. Николаенко должно выполнить все требования соглашения. Соседи-европейцы предл ...
Развитие представлений о себе у дошкольников
Становление личности ребенка происходит успешно при условии активности самого ребенка, когда он включен в процесс собственного «социального строительства». Основополагающим в процессе социализации ребенка исследователи выделяют развитие представлений о себе. Именно с них начинается приобщение ребен ...
Классификация видов и форм поощрения и наказания
Поощрение и наказание - это совокупность средств регулирования отношений, составляющих содержание педагогической ситуации, в которой эти отношения должны быть заметно и быстро изменены. Главным признаком, по которому мы считаем целесообразным давать классификацию видов и форм поощрения и наказания, ...