Проблема развития памяти в научной литературе

Педагогика » Развитие памяти младших школьников на уроках английского языка » Проблема развития памяти в научной литературе

Страница 6

В указанных процессах особенно ярко обнаруживается связь памяти с деятельностью, а также протекание ее актов как особых самостоятельных (мнемических) действий. Пути практического воздействия на память человека и ее совершенствование. В настоящее время разработано и на практике используется немалое количество разнообразных систем и методов влияния на память человека с целью ее улучшения. Одни из этих методов основаны на регуляции внимания, другие предполагают совершенствование восприятия материала, третьи базируются на упражняемости воображения, четвертые - на развитии у человека способности осмыслить и структурировать запоминаемый материал, пятые - на приобретении и активном использовании в процессах запоминания и воспроизведения специальных мнемотехнических приемов и действий. Все эти методы, в конечном счете, основаны на установленных в научных исследованиях и подтвержденных жизнью фактах связи памяти с другими психическими процессами человека и его практической деятельность. Поскольку от внимания к материалу непосредственно зависит его понимание, то любые приемы, позволяющие управлять вниманием, могут оказаться полезными и для запоминания. При наличии продуманных и систематических упражнений человеку становится легче представлять видимое в своем воображении. А так как способность что-либо зрительно представить положительно влияет на способность к запоминанию, то приемы, направленные на развитие воображения, одновременно служат совершенствованию образной памяти, а также ускорению процесса перевода информации из кратковременной и оперативной памяти в долговременную.

Таким образом, при осуществлении деятельности по развитию памяти необходимо выполнять общие условия успешного запоминания:

1. Материал должен быть интересен для запоминающего;

2. У запоминающего есть уже большой объем знаний в той области, к которой относится заучиваемый материал;

3. У запоминающего сформирована установка на длительность, полноту и прочность запоминания;

4. Материал осмыслен, предельно ясен, подвергается классификации;

5. При заучивании материала до 1000 слов (3-4 страницы книги обычных размеров), он внимательно прочитан один - два раза с разбивкой его на смысловые фрагменты и затем воспроизводится путем активных и с подглядыванием повторений;

6. Число таких повторений на 50% превышает то количество их, которое требуется для первого безошибочного воспроизведения. (Со средней памятью человек может безошибочно воспроизвести 7-9 слов сразу, 12 слов - после 17 повторений, 24 слова - после 40 повторений);

7. Между отдельными повторениями вводится пауза продолжительностью 24 часа;

8. Процесс заучивания, разделенный на отрезки по 45-60 минут, прерывается паузами отдыха 10-15 минут.

Таким образом, можно сделать вывод, что память может быть содержательно определена как психологический механизм (совокупность психических процессов) системной организации индивидуального опыта в качестве необходимого условия осуществления предстоящей деятельности.

Выделяют несколько видов памяти таких как: кратковременная, долговременная, оперативная, двигательная, зрительная, слуховая, эмоциональная память. Кроме названных, есть и другие виды памяти, в частности осязательная, обонятельная, вкусовая. Все виды памяти связаны с восприятием человека. Поскольку память связана с волей, то по характеру ее участия в запоминании и воспроизведении материала память делят на непроизвольную и произвольную. Для лучшего запоминания используются специальные приемы, они эффективны тогда, когда они подходят человеку, адаптированы для него или придуманы, исходя из сложившегося жизненного опыта или знакомства с данными о психологии памяти.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Информация по теме:

Методические рекомендации по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФН
В ходе изучения методической литературы нами были отобраны различные дидактические игры и упражнения, направленные на формирование фонематического восприятия, предложенные Р.И. Лалаевой, Л.Н. Ефименковой, Чевелевой Н.А, Фомичевой Н., Казанской В.Л и др. Речевой и наглядный материал для данных упраж ...

Величина
Этот раздел программы связан с развитием первоначальных представлений у дошкольников о величине предметов контрастных и одинаковых размеров по длине, ширине, высоте, толщине, объему (больше, меньше, одинаковые по величине). Дети учатся словом определять величину предметов: длинный – короткий, широк ...

Математическое творчество подростков
Последнее время термин “математическое творчество” все чаще употребляется при попытках описания содержания математического образования в средней ступени школы. Для того, чтобы говорить о детском математическом творчестве, сначала определимся с тем, что мы будем под этим понимать. Согласно этому пон ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru