Критерии и уровни развития памяти младших школьников

Педагогика » Развитие памяти младших школьников на уроках английского языка » Критерии и уровни развития памяти младших школьников

Страница 3

Следовательно, можно сделать вывод, о том, что в процессе развития памяти ребенка младшего школьного возраста решение проблемы памяти в младшем школьном возрасте возможно только при планомерном формировании всех компонентов учебной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что память младших школьников развивается в направлении усиления произвольности сознательного управления ею и увеличения объема смысловой словесно-логической памяти. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности памяти младших школьников при систематическом ее развитии, используя все возможные способы и приемы можно значительным образом повлиять на повышение уровня развития памяти у учеников в соответствии с требованиями современного общества. Развитая память по предметам позволяет детям лучше запоминать все понятия, правила, тексты, с которыми они сталкиваются на уроках, вспоминать и использовать их в нужный момент.

Проведя анализ психолого-педагогической литературы, можно сделать выводы:

1. Память – интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности. Выделяют несколько видов памяти таких как: словесно-логическая, кратковременная, долговременная, оперативная, двигательная, эйдитическая, эмоциональная память. Кроме названных, есть и другие виды памяти, в частности образная, которая бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Все виды памяти связаны с восприятием человека. Поскольку память связана с волей, то по характеру ее участия в запоминании и воспроизведении материала память делят на непроизвольную и произвольную. Каждый возрастной период, характеризуется видом памяти, который совпадает с преобладающим в этом возрасте видом мышления.

2. Индивидуальные различия в памяти младших школьников проявляются в соответствии ее процессов, то есть в том, как осуществляется запоминание и воспроизведение, что запоминается, в особенностях содержания младших школьников. Индивидуальные различия в процессах памяти выражаются в скорости, точности, прочности запоминания и готовности к воспроизведению.

В психологии различают наглядно-образные, словесно-абстрактные и промежуточные виды памяти. Необходимо учитывать индивидуальные различия в памяти детей, развивать у них всестороннюю память.

В процессе обучения в начальном звене школы память ребенка становится «мыслящей». Под влиянием обучения в младшем школьном возрасте память развивается в двух направлениях: усиливается роль и увеличивается удельный вес словесно-логическое, словесного запоминания (по сравнению с наглядно-образной); ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью, регулировать ее проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание)

В целом память детей младшего школьного возраста является достаточно развитой, и это в первую очередь касается механической памяти, которая за первые три года учения в школе прогрессирует достаточно быстро.

Несколько отстает в своем развитии опосредованная, логическая память, так как в большинстве случаев ребенок, будучи занят учением, трудом, игрой и общением, вполне обходится механической памятью.

К переходу в среднее звено у учащихся должно сформироваться способность к запоминанию и воспроизведению смысла, существа материала, доказательств, аргументаций, логических схем, рассуждений.

3. К окончанию третьего класса у детей уровень развития мышления повышается, их мышление, так же как и память изменяется с образной на логическую, этот вид памяти является основным в процессе обучения. Она начинает развиваться лишь в процессе обучения в школе.

Можно выделить 3 уровня в развитии памяти младших школьников: высокий, средний, низкий. Для высокого уровня развития памяти младшего школьника характерно: владение логическими формами мышления, мыслительными операциями как самостоятельными действиями, а затем как средствами, или приемами, запоминания, понимание связей, отражающих существенные стороны и отношения, развиты процессы саморегуляции, отмечается произвольность психических процессов. Дети справляются даже с таким трудными приёмами запоминания, как соотнесение, деление на части текста.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Программа воспитания и обучения в детском саду
Дошкольное детство - это важнейший период в жизни человека, вся дальнейшая жизнь ребёнка будет определяться опытом, полученным в детстве. Сейчас все озабочены тем, чему научат ребёнка до школы. Конечно, это важно. Но гораздо важнее – как ребёнок проживёт эти годы, в какие игры будет играть, получит ...

Компьютерные игры – глубокий индивидуальный подход к ребенку и метод коррекции личности отстающих в развитии детей
Исследования ученых показывают, что компьютер становится доступен пониманию ребенка примерно с 5 лет «анализ процесса компьютеризации средней школы позволяет заметить: возрастная планка изучения или применения вычислительной техники, ранее находившаяся в старших классах, затем переместилась в средн ...

Проведение исследования с помощью компьютерной игры «Игры для Тигры» и традиционных методик в детском саду и их результаты
При проведении эксперимента мы разделили детей на две группы. С первой группой проводились занятия с использованием компьютера, а занятия со второй группой проводились с помощью традиционных методик. В своей работе мы использовали компьютерную программу «Игры для Тигры», которая была построена на о ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru