Критерии и уровни развития памяти младших школьников

Педагогика » Развитие памяти младших школьников на уроках английского языка » Критерии и уровни развития памяти младших школьников

Страница 2

Абстрактный материал – также: запоминается такой абстрактный материал, который является обобщением ряда фактов (взаимосвязь между определёнными географическими явлениями). И, наоборот, учащиеся с трудом запоминают абстрактный материал, если он не раскрывается на определённом материале (например, определения понятий, если их не подкреплять примерами).

Младшим школьникам вполне достаточно умственное действие обобщения, то есть выделение некоторых общих признаков различных предметов. Легко овладевают дети этого возраста и классификацией.

Непроизвольное запоминание продолжает играть существенную роль в накоплении опыта у младших школьников, особенно в условиях их активной деятельности.

В этом возрасте преимущественное значение имеет наглядно-образная память. Эта особенность младших школьников обуславливается своеобразием других психических процессов, и прежде мышления. Дети этого возраста начинают приобретать умения мыслить логически, устанавливать причинно-следственные связи и отношения между предметами и явлениями, но могут делать это лишь по отношению к конкретным, образно представляемым связям. Их мышление характеризуется как конкретно-образное, что определяет необходимость чёткой организации передачи материала через непосредственный опыт.

Наглядно-образный характер памяти и ориентация на точное усвоение того, что предполагается учителем, приводит к такой особенности памяти, как буквальность (дословное воспроизведение того, что запомнилось). Буквальность памяти младших школьников проявляется в воспроизведении текстов.

Буквальность запоминания обогащает активный словарный запас ребёнка: развивает литературно оформленную речь, помогает овладеть научными понятиями. К третьему классу у ребёнка появляются «свои слова» при воспроизведения материала. Буквальность воспроизведения материала является показателем произвольности памяти. Но, являясь положительной характеристикой памяти, буквальность запоминания уже к концу начальной школы начинает препятствовать творческому развитию памяти и, как следствие этого, затруднять умственное развитие ребёнка. Поэтому, начиная с первого класса, следует на ряду с учётом этой особенности памяти учить ребёнка логически запоминать, материал, учить выделять главное.

К окончанию третьего класса у детей уровень развития мышления повышается, их мышление, так же как и память изменяется с образной на логическую, этот вид памяти является основным в процессе обучения. Она начинает развиваться лишь в процессе обучения в школе.

Можно выделить 3 уровня в развитии памяти младших школьников: высокий, средний, низкий.

Таблица № 2

Уровни развития памяти младших школьников

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Владение логическими формами мышления. Владение мыслительными операциями как самостоятельными действиями, а затем как средствами, или приемами, запоминания. Развито понимание связей, отражающих существенные стороны и отношения. Развиты процессы саморегуляции. Произвольность психических процессов. Дети справляются даже с таким трудными приёмами запоминания, как соотнесение, деление на части текста.

Ребенок характеризуется владением логическими формами мышления. Дети справляются даже с таким трудными приёмами запоминания, как соотнесение, деление на части текста, если при этом есть опора на наглядность, иллюстрации. Отмечается развитие процессов саморегуляции. Развивается произвольность психических процессов.

Отсутствует умение пользоваться мыслительными процессами как средством логического, осмысленного и поэтому наиболее успешного запоминания. Буквальность (дословное воспроизведение того, что запомнилось). Ребенок не может установить причинно-следственную зависимость, не различает причину и следствие. Не развиты процессы саорегуляции. Слабо развита произвольность психических процессов.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Рабочая программа производственного обучения
Программа производственного обучения – это документ, определяющий содержание производственного обучения по определенной профессии и специальности, круг умений и навыков, подлежащих усвоению учащимися. Программа производственного обучения разрабатывается на основе Государственного стандарта начально ...

Методики организации деловой игры при обучении экономике
Геронимус Ю.В. считает, что деловая игра проходит следующие этапы: 1. Перед участниками игры ставятся задачи, представляются руководители и организаторы игры, объявляется ее программа. 2. Несложная вступительная ролевая игра. Ее цель – активизировать участников игры, пробудить в них творческие силы ...

Характеристика основных составляющих культуры умственного труда
Культура умственного труда - это синтез качеств личности, которые в совокупности характеризуют личностное отношение к учебной деятельности, уровень её интеллектуальных, организационно-технических, гигиенических сторон, дающих возможность ученику качественно, рационально, с наименьшими затратами сил ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru