Художественная литература в зависимости от целей и способов изображения жизни делится на три главных рода: эпос, лирику, драму, а внутри рода – на виды, так называемые жанры.
Эпос – род художественной литературы, цель которого – воспроизведение событий внешних по отношению к автору, объективного хода жизни, где автор "является как бы простым повествователем того, что совершается само собой" (В.Г. Белинский). Главное в эпическом произведении – изображение событий, действий героев, их характеров и взаимоотношений между собой. Определенная последовательность событий называется сюжетом.
Автор эпического текста как бы скрыт от читателя за сюжетом, но задача учителя научить детей в работе с произведениями этого рода – увидеть позицию автора, его отношение к изображаемому, осмыслить эту позицию, согласиться или не согласиться с ней, выяснить его идею, главную мысль произведения, то, ради чего оно было написано.Жанры эпоса: роман, повесть, рассказ, сказка, басня, былина, загадка, пословица и т.д.
Лирика – изображение переживаний человека, его душевного состояния, его чувств. В лирических произведениях жизнь, ее закономерности изображаются не через события, как в эпическом тексте, а через восприятие этих событий автором. Поэтому в данных произведениях главное действующее лицо – сам автор, а место действия – его внутренний мир. Есть стихи – лирические монологи, где поэт исповедуется, рассказывает о своих переживаниях. Поэтому лирику иногда определяют как "мое слово" о "моем переживании".
Но герой лирики, лирический герой, и автор – это не всегда одно и то же лицо. На самом деле если бы в каждом произведении автор рассказывал о себе, о фактах из своей жизни, мы бы решили, что он много раз влюблялся, что жил во многих странах мира, что Пушкин любил, когда в речи допускают грамматические ошибки, ведь пишет же он как бы от своего имени в "Евгении Онегине":
Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю.
"В каждом лирическом стихотворении у истинного поэта новое "я", – заметил поэт В. Брюсов.
В лирическом тексте может не быть сюжета в эпическом смысле этого слова, а если и изображается какое-либо событие, то лишь для того, чтобы показать отношение автора к изображаемому, чувства, возникающие у него при восприятии события. Развитие этого чувства, его переливы, видоизменение – это и есть лирический сюжет. Иногда стихотворение представляет собой описание природы, но это изображение всегда пронизано авторским чувством, поскольку всегда это картина природы, воспринимаемая душой поэта. Если этого чувства нет, у читателя не возникает сопереживания, а значит, это не лирика в истинном смысле этого слова. Передача чувств и настроения в лирическом произведении требует особого мастерства от художника, особых средств художественной выразительности. Это и ритм, и особая экспрессивная лексика, и стихотворный размер, и повторы, и паузы, и поэтический синтаксис.
Драма. Лучшее определение этого рода было дано, на наш взгляд, Аристотелем: "Драма – подражание действию действием, а не рассказом". В этом определении выявлено коренное отличие драмы от эпоса: не автор рассказывает о событиях, мыслях, чувствах героев, а герои сами действуют, сами говорят о себе, о своих чувствах и переживаниях. Так создается характер героя в драме и раскрывается для читателя и зрителя. Принципиальное отличие драмы от других литературных родов состоит в том, что она предназначена для постановки на сцене, в театре.Драма – развивающийся, трансформирующийся литературный род, в нем, как и в других литературных родах, совершенствуются способы изображения жизни и человека.
Информация по теме:
Практические аспекты усвоения знаний и умений
В педагогических исследованиях знания, умения и навыки рассматриваются, как правило, в 2-х аспектах – учебном и содержательном. Так, А. Л. Бердичевский определяет учебные знания как знания обучающихся о целях, предмете, процессе и результатах учебной деятельности. Осознанность цели означает предвос ...
Творческая тетрадь для шестого класса по теме “Признак
делимости на 11 натуральных чисел”
Настоящий параграф посвящен одному из средств обеспечения выполнения творческих работ по математике, которое мы назвали творческой тетрадью. Творческая тетрадь – это особым образом оформленная система заданий и мест для решения, выстроенная в соответствии с логикой разворачивания исследовательской ...
Игровые занятия с детьми как фактор развития личности ребенка
При работе с детьми подготовительной группы ясли-сада №6 (9 детей) было выяснено, что при проведении коллективных игр и использовании их в целях воспитания особое значение приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку. Это объясняется прежде всего тем, что в дошкольном возрасте у детей наблюд ...