Технология анализа произведений в их родовой специфике

Педагогика » Принципы и технология анализа художественного текста на уроках чтения » Технология анализа произведений в их родовой специфике

Страница 3

3. После осмысления сюжета сказки, который завершается гибелью злой Царицы (на схеме этот образ зачеркивается), схема наглядно демонстрирует читателям, что Царица действительно злая, она всех ненавидит, а Царевна молодая относится ко всем с любовью и уважением. Идея сказки становится очевидной, легко и самостоятельно "выводится" учениками: "Если ты любишь людей, идешь к ним с добром, то они отплатят тебе тем же!"

При изучении этой сказки А.С. Пушкина детям можно продемонстрировать и способы выражения авторского отношения к героям. Автор эпического текста рассказывает о событиях, стараясь объективно их описывать. Но вот в "Сказке о мертвой царевне ." мы читаем такие строки: "Тут она, моя душа, пошатнулась не дыша ." Спрашиваем у детей: "Кто это говорит? Как он относится к героине? Как выражает свое отношение?" И далее дети уже сами находят способы выражения авторского отношения, поскольку "Сказка о мертвой царевне ." А.С. Пушкина – лироэпический текст.

Покажем теперь систему работы над большим эпическим произведением, где учтены все особенности анализа текста именно этого рода. Возьмем сложный и очень важный для нравственного воспитания детей рассказ Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". Опишем работу поэтапно.

Схема 1

Схема 1. Методика изучения рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

Прежде чем приступить с детьми к анализу текста, учитель должен, во-первых, сформулировать для себя те нравственные идеи и ценности, ради утверждения которых автор написал это произведение. Во-вторых, ему нужно четко понимать, какой шаг в литературном образовании учеников будет сделан при изучении этого рассказа. И тогда можно начинать выстраивать систему анализа, в результате которого дети извлекут и усвоят нравственные уроки, после этого откроют для себя новое.

Необходимо помнить, что сам Л.Н. Толстой ко времени написания рассказа окончательно утверждается в необходимости учиться у народа его морали, его воззрениям на мир, простоте и мудрости, умению "прижиться" в любой обстановке, выжить в любой ситуации, не ропща и не перекладывая на чужие плечи свои беды. Писатель в это время всецело занят народным образованием, он пишет "Азбуку" для крестьянских детей, все художественные тексты в которой просты, занимательны, поучительны. "Кавказский пленник" напечатан в 4-й книге "Русских детских книг для чтения", то есть рассказ написан Толстым специально для детей, и поэтому он так поучителен.

Чему же учит этот рассказ?

Прежде всего, сопоставим двух героев, вдумаемся в их фамилии: Жилин – потому что он сумел выжить, "прижиться", "вжиться" в чужую и чуждую для него жизнь; Костылин – словно на костылях, подпорках. Но обратите внимание: на самом деле пленник у Толстого один, о чем красноречиво говорит название, хотя в рассказе два героя. Жилин сумел убежать из плена, а Костылин остался не только и не столько в татарском плену, сколько в плену своей слабости, своего эгоизма.

Вспомним, каким беспомощным, каким слабым физически оказывается Костылин, как он надеется только на выкуп, который пришлет его мать.

Жилин, наоборот, на мать не рассчитывает, не хочет перекладывать на ее плечи свои трудности. Он включается в жизнь татар, аула, постоянно что-то делает, умеет расположить к себе даже своих врагов – он силен духом. Именно эту мысль прежде всего хочет донести до читателей автор.

Костылин – находится в двойном плену, о чем мы говорили выше. Писатель, рисуя данный образ, говорит, что, не выбравшись из внутреннего плена, нельзя выбраться и из плена внешнего.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Проблемные ситуации при изучении лирического произведения
Средства создания проблемной ситуации во многом зависят от рода литературного произведения. Читательское восприятие лирики обнаруживает особенно тесную связь общего уровня литературного развития и постижения данного стихотворения. Ученики с низким уровнем литературного развития даже при верных эмоц ...

Исследование пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией
Исследование пространственных представлений было организовано в детском саду № 471 Калининского района г. Новосибирска с детьми 3-4 лет (вторая младшая группа). Детский сад работает по программе "Обучение и воспитание в детском саду". Автор: М.А. Васильева. Исследование было организовано ...

Обоснование идеи соединения обучения с производительным трудом в истории педагогики в зарубежных странах
Обращение к проблеме происхождения воспитания нужно обратить к древним пластам культуры. Принято считать, что приблизительно три миллиона лет тому назад из животного мира отпочковалась ветвь гоминидов, послужившая исходной формой предков человека-австралопитека и самых древних людей – архаитропов и ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru