Технология анализа произведений в их родовой специфике

Педагогика » Принципы и технология анализа художественного текста на уроках чтения » Технология анализа произведений в их родовой специфике

Страница 2

Покажем осмысление роли и функции композиции произведения на примере рассказа "Заячьи лапы" Паустовского, где вместо последовательного изложения событий – явное нарушение их логики.

Вопросы учителя:

Вспомните, как, в какой последовательности автор рассказывает о событиях.

А как происходит на самом деле?

Почему только в самых последних строчках выясняется, что заяц с обгорелыми лапами – дедов спаситель?

Зачем автор так выстроил рассказ?

В беседе дети выходят на понимание авторского приема – перестановку событий – прежде всего как способа держать читателя в напряжении (внутренняя интрига, рассказ – "заячий детектив"). Кроме того, это возможность привлечь внимание читателей к осознанию важнейшего открытия старого охотника – его вины и перед этим конкретным зайцем, и перед природой, которая мудрее и щедрее, бескорыстнее и иногда человечнее.

Размышляя о важности финального эпизода, который всё ставит на свои места, дети приходят к выводу, что если бы не лесной пожар, на котором заяц спас деда, то дед Ларион так бы и остался на всю жизнь охотником, убивающим зверей, он так бы и не осознал свою кровную связь с природой, не понял бы, что, уничтожая ее, он уничтожает и себя.

И эта мысль, и кровная связь, и общая боль – все есть в названии рассказа, где главный герой – не человек, дед Ларион, а заяц, даже не заяц, а его бедные обожженные лапы, которые вывели из огня лесного пожара человека, доверившегося инстинкту животного, который иногда мудрее человеческого разума. В завершении работы над данным эпическим текстом учащиеся осмысливают его название, поскольку у автора, истинного художника и мыслителя, в название вынесен на поверхность смысл, идея произведения.

Идея – главная мысль произведения, то, ради чего автор изображает определенные события, создает образы героев, завершает в сюжете их судьбы определенным образом. Она, глубоко запрятанная в текст, извлекается в результате его анализа. Это работа трудная, похожая на разгадывание загадки, решение задачи. Но какое удовольствие, иногда потрясение испытывает читатель от понимания мыслей, чувств, мудрости автора! Это-то все и вознаграждает.

Анализируя эпический текст, читатели обычно идут вслед за автором, по сюжету. Двигателем сюжета является герой. Его образ складывается в читательском сознании из описания внешности, поступков, мотивов и последствий поступков, его судьбы, придуманной автором. Поскольку в произведении герой не один, следуя по сюжету, дети фиксируют появляющиеся образы героев в виде кружочков, определяют стрелками их отношения. В итоге в рабочих тетрадях учеников возникает система образов, в которой четко и наглядно представлена внутренняя структура произведения, что помогает ученикам увидеть героев, разобраться в их связях и взаимоотношениях и определить идею.

Покажем на примере "Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина, как "выводится" идея произведения из анализа системы образов.

1. Читая текст сказки, двигаясь от эпизода к эпизоду, учащиеся выстраивают систему образов, обозначая кружочками каждого появляющегося героя: Царицу злую, Царевну молодую, Чернавку, семь богатырей, Соколко, королевича Елисея.

2. Анализируя отношения героев, они определяют их сущность, записывают ее в краткой форме, взятой из текста или сформулированной своими словами над стрелками. В результате работы получается, что Царица злая никого не любит, желает извести Царевну молодую, даже Зеркальце она терпит только до тех пор, пока оно говорит то, что ей приятно, а как только оно перестает это делать, она его уничтожает. Царевна, напротив, любит всех, даже Чернавку, которая хотела ее убить, все герои сказки отвечают ей любовью.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Вопросы и их роль в активизации деятельности студентов
Вопросы педагога являются одним из самых распространенных приемов активизация познавательной деятельности обучающихся. Преподаватели широко используют вопросы направленные на проверку усвоения материала, выяснение запаса знаний студентов. Такие вопросы требуют воспроизведения усвоенного материала и ...

Из опыта работ по формированию представления о массе предметов и способах их измерения
В данной работе был изучен подход к формированию представления о массе предмета и способах ее измерения воспитательного коллектива ДОУ № 41. Исследование проводилось в период с 18 января по 18 октября 2010г., за основу была взята видоизмененная методика Л.Ф. Обуховой. Целью данной методики является ...

Формирование умений в процессе обучения истории
Формировать – значит образовывать, составлять, организовывать, порождать. Мы придерживаемся того мнения, что формирование – это процесс, в ходе которого происходит создание чего-то нового на основе имеющихся качеств личности как генезисного характера, так и приобретенного. В трудах ученых по пробле ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru