Технология анализа произведений в их родовой специфике

Педагогика » Принципы и технология анализа художественного текста на уроках чтения » Технология анализа произведений в их родовой специфике

Страница 2

Покажем осмысление роли и функции композиции произведения на примере рассказа "Заячьи лапы" Паустовского, где вместо последовательного изложения событий – явное нарушение их логики.

Вопросы учителя:

Вспомните, как, в какой последовательности автор рассказывает о событиях.

А как происходит на самом деле?

Почему только в самых последних строчках выясняется, что заяц с обгорелыми лапами – дедов спаситель?

Зачем автор так выстроил рассказ?

В беседе дети выходят на понимание авторского приема – перестановку событий – прежде всего как способа держать читателя в напряжении (внутренняя интрига, рассказ – "заячий детектив"). Кроме того, это возможность привлечь внимание читателей к осознанию важнейшего открытия старого охотника – его вины и перед этим конкретным зайцем, и перед природой, которая мудрее и щедрее, бескорыстнее и иногда человечнее.

Размышляя о важности финального эпизода, который всё ставит на свои места, дети приходят к выводу, что если бы не лесной пожар, на котором заяц спас деда, то дед Ларион так бы и остался на всю жизнь охотником, убивающим зверей, он так бы и не осознал свою кровную связь с природой, не понял бы, что, уничтожая ее, он уничтожает и себя.

И эта мысль, и кровная связь, и общая боль – все есть в названии рассказа, где главный герой – не человек, дед Ларион, а заяц, даже не заяц, а его бедные обожженные лапы, которые вывели из огня лесного пожара человека, доверившегося инстинкту животного, который иногда мудрее человеческого разума. В завершении работы над данным эпическим текстом учащиеся осмысливают его название, поскольку у автора, истинного художника и мыслителя, в название вынесен на поверхность смысл, идея произведения.

Идея – главная мысль произведения, то, ради чего автор изображает определенные события, создает образы героев, завершает в сюжете их судьбы определенным образом. Она, глубоко запрятанная в текст, извлекается в результате его анализа. Это работа трудная, похожая на разгадывание загадки, решение задачи. Но какое удовольствие, иногда потрясение испытывает читатель от понимания мыслей, чувств, мудрости автора! Это-то все и вознаграждает.

Анализируя эпический текст, читатели обычно идут вслед за автором, по сюжету. Двигателем сюжета является герой. Его образ складывается в читательском сознании из описания внешности, поступков, мотивов и последствий поступков, его судьбы, придуманной автором. Поскольку в произведении герой не один, следуя по сюжету, дети фиксируют появляющиеся образы героев в виде кружочков, определяют стрелками их отношения. В итоге в рабочих тетрадях учеников возникает система образов, в которой четко и наглядно представлена внутренняя структура произведения, что помогает ученикам увидеть героев, разобраться в их связях и взаимоотношениях и определить идею.

Покажем на примере "Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина, как "выводится" идея произведения из анализа системы образов.

1. Читая текст сказки, двигаясь от эпизода к эпизоду, учащиеся выстраивают систему образов, обозначая кружочками каждого появляющегося героя: Царицу злую, Царевну молодую, Чернавку, семь богатырей, Соколко, королевича Елисея.

2. Анализируя отношения героев, они определяют их сущность, записывают ее в краткой форме, взятой из текста или сформулированной своими словами над стрелками. В результате работы получается, что Царица злая никого не любит, желает извести Царевну молодую, даже Зеркальце она терпит только до тех пор, пока оно говорит то, что ей приятно, а как только оно перестает это делать, она его уничтожает. Царевна, напротив, любит всех, даже Чернавку, которая хотела ее убить, все герои сказки отвечают ей любовью.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Духовно-нравственная культура в современном образовании
Образовательная область «Духовно-нравственная культура» обеспечивает реализацию приоритетов Национальной доктрины образования, согласно которым система образования призвана обеспечить: · историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание ...

Механизм творческого воображения
Научное исследование стадий творческого процесса было начато в ХХ веке английским ученым Г.Уоллесом (1926 г.). Он выделил четыре стадии процесса творчества: подготовку, созревание, озарение и проверку. Эта схема претерпела впоследствии лишь незначительные изменения. Гилфорд понимает под креативност ...

Рекомендации по проведению занятий в соответствии с ФГТ
Первоначальным является корректирование режима дня с учетом работы конкретного дошкольного учреждения. Примерный режим дня включает: - режимные моменты (утренняя гимнастика, прием пищи и др.); - игровая деятельность; - организованная образовательная деятельность; - прогулка; - самостоятельная деяте ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru