Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ФФН

Страница 5

Общение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребенка. От стиля общения, от положения среди сверстников зависит насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, в какой мере он усваивает нормы отношения со сверстниками. В общении детей очень быстро складываются отношения, в которых появляются предпочитаемые и отвергаемые сверстники.

В речевой коммуникации старших дошкольников с ФФН были выявлены следующие особенности: в структуре групп данной категории детей действуют те же закономерности, что и среди нормально говорящих детей, т.е. уровень благоприятных взаимоотношений является достаточно высоким, число «предпочитаемых» и «принятых» детей значительно превышает число «непринятых» и «изолированных». Среди «непринятых» и «изолированных» чаще всего оказыва­ются дети, которые плохо владеют коммуникативными средствами, находятся в состоянии неуспеха во всех видах детской деятельности, попытки общения этих детей со сверстниками не приводят к успеху и нередко заканчиваются вспышками агрессивности со стороны «непринятых».

Качествами, обеспечивающими лидерство, являются: успех во всех идах деятельности (игровой, продуктивной, трудовой, достаточный уровень сформированности коммуникативных умений. Кроме этого, положение ребенка в коллективе сверстников тесно связано со степенью тяжести речевого дефекта. Так, дети, занимающие высокое положение в системе личных взаимоотношений, как правило, имеют сравнительно хорошо развитую речь, в то время как среди детей, занимающих неблагоприятное положение, есть дети с положительными качествами личности, хорошим поведением, но с более тяжелым речевым дефектом, который и является определяющим в иерархии межличностных отношений.

К литературе отмечается, что дети с дизартрией, ринолалией, часто отказываются от речевого контакта, применяют различные уловки, мас­кируя дефект.

Ребенок к концу дошкольного возраста учится таким эмоциям и чувствам, которые помогают ему устанавливать продуктивные отношения со своими сверстниками и со взрослыми. У него также формируются основы ответственного отношения к результатам своих действий и поступков. Ответственность пробуждает чувство сопричастности общему делу, чувство долга.

По мере развития ответственности у ребенка появляется возможность оценивать свои отдельные поступки и поведение в целом, как хорошее или плохое, если главными мотивами поведения становятся общественные мотивы.

Ребенок шести-семи лет способен понимать нравственный смысл ответственности. В зависимости от степени развития этого чувства до школы он будет относиться к своим новым школьным обязанностям.

Характер и личность. К концу дошкольного возраста большинство черт характера ребенка уже полностью сформированы, они сформировались в процессе обучения в детском дошкольном учреждении и в общении с окружающими людьми. Если сформировавшиеся черты характера будут соответствовать новым условиям жизни ребенка, то он успешно пройдет школьную адаптацию и эти черты характера будут в дальнейшем совершенствоваться и шлифоваться. Но если сформированные черты не соответствуют новым требованиям и нормам, то ребенку предстоит пройти ломку характера – процесс крайне тяжелый и болезненный для самооценки и самоопределения маленькой личности.

В процессе своего психического развития ребенок овладевает свойственными человеку формами поведения принятыми среди других людей. Дети 6-7лет уже обладают способностью к произвольному поведению. У них уже сформированы некоторые сознательно контролируемые выражения лица, мимики, жеста. Например, «честное» выражение лица с открытым взглядом, устремленным в глаза взрослому, специально демонстрируемое взрослому, когда в действительности ребенок что-либо утаивает. Хотя в целом мимические реакции ребенка в этом возрасте все еще остаются достаточно непосредственными.

В старшем дошкольном возрасте ребенок все более желает быть признанным как взрослыми, так и сверстниками. Если признание со стороны взрослого для ребенка выражается в поддержке и в поощрении, то в отношениях со сверстниками для ребенка важны как моменты взаимной поддержки, так и соревнования. Здесь потребность в признании проявляется в двух планах: с одной стороны, ребенок хочет «быть как все», а с другой – «быть лучше всех». Стремление «быть как все» в определенной степени стимулирует развитие ребенка и подтягивает его до общего среднего уровня. Однако стремлению «быть лучше всех» могут способствовать негативные компоненты. Реализации потребности быть признанным могут сопутствовать и негативные личностные образования, такие как ложь или зависть. Которые при условии неправильного к ним отношения со стороны взрослого могут стать чертами личности ребенка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

«Мораль» – основная категория нравственного воспитания
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуля ...

Характер школьного образования в свете законодательства Российской Федерации
На протяжении последних десятилетий, роль религии в российском обществе подвергалась постоянному переосмыслению, в том числе, и возможность ее возвращения в систему государственного муниципального образования. Согласно российскому законодательству, Российская Федерация является светским государство ...

Особенности реализации принципов обучения младших школьников английскому зыку
Под принципами обучения понимаются исходные положения, которые определяют цели, содержание, методы и организацию обучения и проявляются во взаимосвязи и взаимообусловленности. Поскольку результатом обучения учащихся английскому языку является формирование у них умения и навыков пользования языком к ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru