Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ФФН

Страница 3

При изучении особенностей ориентировки детей с ФФН в пространстве оказалось, что дети в основном затрудняются в дифференциации понятий «справа» и «слева», обозначающих местонахождение объекта, а также наблюдаются трудности ориентировки в собственном теле, особенно при усложнении заданий.

Однако пространственные нарушения у детей характеризуются определенной динамичностью, и тенденцией к компенсации.

Мышление. Усвоение общественно выработанных эталонов или мер меняет, по словам Л.Ф.Обуховой, характер детского мышления. В развитии мышления к концу дошкольного возраста намечается переход от эгоцентризма к децентрации. Это подводит ребенка к объективному. Элементарному научному восприятию действительности.

Образное мышление – основной вид мышления дошкольника.

В старшем дошкольном возрасте при решении задач по аналогии дети постепенно начинают переходить от внешних проб к пробам совершаемым в уме. Возможность решать задачи в уме возникает благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребенок, приобретают обобщенный характер, отражают лишь те особенности предмета, которые необходимы для решения той или иной задачи.

Старшие дошкольники активно применяют мыслительные операции базирующиеся на анализе и синтезе, при этом анализ становится все более детальным, а синтез все более обобщенным и точным.

Образное мышление в максимальной степени соответствует условиям жизни и деятельности ребенка 6-7 лет, тем задачам, которые возникают перед ним в игре, рисовании, конструировании, в общении с окружающими. Но при условии специально организованного обучения у детей старшего дошкольного возраста начинают формироваться логические формы мышления: наглядно – действенное, наглядно-образное и словесно-логическое которые тесно связаны с речью.

Тесная связь между нарушениями речи и другими сторонами психического развития детей обусловливает некоторые специфические особенности их мышления.

По состоянию невербального интеллекта, как отмечает Усанова О.Н детей можно разделить на три группы:

дети, у которых развитие невербального интеллекта несколько отличается от нормы. При этом данное своеобразие развитии интеллекта не связано с речевыми трудностями и никак не зависит от них.

дети, у которых развитие невербального интеллекта coответствует норме;

дети, у которых развитие невербального интеллекта cooтветствует нижней границе нормы.

Недостатки наглядно-образного мышления у детей с ФФН могут иметь не только вторичный, но и первичный характер, в этом случае они в большинстве случаев по степени связаны с тяжестью речевого дефекта.

При исследовании речевого мышления обнаруживаются особенности, которые ни своему психологическому механизму первично связаны с основным нарушением речи, а не с нарушением собственно мышления.

Внимание, память, воображение. Внимание, память и воображение в старшем дошкольном возрасте имеют некоторое сходство. Под влиянием новых видов деятельности, которыми овладевает ребенок 6-7лет, новых требований предъявляемых ему взрослыми, перед ребенком возникают особые задачи: сосредоточить и удержать на чем-то внимание, запомнить материал и потом его воспроизвести, построить замысел игры, рисунка и т.п. у него начинают формироваться специальные действия внимания, памяти, воображения благодаря которым последние приобретают произвольный характер.

Внимание детей с ФФН характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью, более низким уровнем показателей произвольного внимания. Обнаруживаются различия в проявлении произвольного внимания в зависимости от модальности раздражителя (зрительной или слуховой): детям гораздо труднее сосредоточить внимание на выполнении задания в условиях словесной инструкции, чем в условиях зрительной. Распределение внимания между речью и практическим действием оказывается трудной задачей. При этом у них преобладают речевые реакции уточняющего и констатирующего характера, тогда как у детей с нормальным речевым развитием наблюдаются реакции сопровождающего характера и реакции, не относящиеся к действию, выполняемому в данный момент.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Персональный компьютер как средство обучения
Последние технические достижения часто находили применение в учебном процессе, и ПК в этом смысле не является исключением. Уже первые опыты применения ПК в учебном процессе показали, что использование вычислительной техники позволяет существенно повысить эффективность процесса обучения, улучшить уч ...

Игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации ...

Методы и формы обучения в биологии
Повышение эффективности процесса обучения во многом зависит от использования в учебном процессе методов обучения, развивающих познавательную активность учащихся, интенсифицирующих процесс обучения. В практике обучения биологии получили распространение следующие методы: лекция, рассказ, беседа, рабо ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru