Развитие представлений о себе у дошкольников

Педагогика » Представления дошкольников о самих себе » Развитие представлений о себе у дошкольников

Становление личности ребенка происходит успешно при условии активности самого ребенка, когда он включен в процесс собственного «социального строительства». Основополагающим в процессе социализации ребенка исследователи выделяют развитие представлений о себе. Именно с них начинается приобщение ребенка к социальному миру и построение отношений с другими людьми.

Первым шагом в понимании социальной природы «я» было признание того, что наряду с биологическим, телесным «я», образ «я» включает в себя социальные компоненты, источником которых является взаимодействие индивида с другими людьми.

К. Роджерс выделил «я» личности как особую область в поле опыта индивидуума, которая складывается из системы восприятия и оценки человеком своих собственных черт. Он первым определил понятие «я-концепция», подразумевая под ним совокупность всех представлений индивида о самом себе. «Я-концепция» - это определенная система, изменение одного ее аспекта может полностью изменить природу целого. По мнению К. Роджерса, сущность личности выражается в знании человеком самого себя, отношении к себе. Вместе с «я-концепцией», согласно К. Роджерсу, развивается и потребность в позитивном отношении со стороны окружающих, которая возникает в процессе социализации индивида. Вместе с тем потребность в позитивном отношении к себе или потребность в самоуважении, также развивается на основе интернализации позитивного отношения к себе со стороны других.

Другой исследователь Роберт Берне рассматривал «я-концепцию» как совокупность установок «на себя», выделяя при этом ее составляющие: когнитивную составляющую установки - убеждения; эмоционально-оценочную - эмоциональное отношение к этому убеждению; поведенческую составляющую - соответствующие реакции, которые, в частности, могут выражаться в поведении.

Применительно к «я-концепции» эти 3 элемента установки могут конкретизироваться следующим образом: образ «я» - представление о себе; самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, так как конкретные черты образа «я» могут вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуществлением; потенциальные поведенческие реакции, то есть те конкретные действия, которые могут вызываться образом «я» и самооценкой.

В экспериментальном исследовании М.Е.Котовой, осуществленным под руководством Н.И.Непомнящей, было установлено, что объективно содержательная сторона ценности - это значимое для ребенка содержание (сфера деятельности, отношений), через которое выделяется для него его собственное «я». Этот аспект образа «я» связан с индивидуальными предпочтениями и интересами ребенка.

Эти позиции авторов всецело работают на ценностную парадигму образования. Они послужили основой для разработки содержания представлений о себе, усвоение которого позволит ребенку осмыслить собственную ценность, уникальность и неповторимость.

Таким образом, развитие представлений о себе является важной основой осознания ребенком себя в этом мире, выделения своей ценности, уникальности и связи с другими людьми посредством включения малыша в активное действие. Включение ребенка в специально организованный процесс общения с близкими взрослыми и сверстниками создает условия для развития представлений о себе у детей.

Информация по теме:

Психологические и поведенческие явления поддающиеся эффективной саморегуляции
Психологические основы саморегуляции включают в себя управление познавательными процессами: восприятием, вниманием, воображением, мышлением, памятью, речью, а также личностью: поведением, эмоциями и действиями-реакциями на возникшую ситуацию. Саморегуляция каждого из перечисленных психических проце ...

Классификация психокоррекционных методов, применяемых педагогической практике
Широкое распространение во всем мире в течение нескольких последних десятилетий получили различные системы, приемы и средства психокоррекционного воздействия на людей, физически здоровых, но нуждающихся в психологической помощи'. Первоначально многие из них возникли и использовались в основном в ос ...

Методы, приемы и формы работы с художественным текстом на уроках чтения
Методика чтения художественного произведения в младших классах имеет сложную историю развития, её спорные вопросы решаются вплоть до настоящего времени. Анализируя состояние методики чтения художественных произведений в школе начало 20в., С.П. Редозубов писал: ''следует заметить, что ''бережное отн ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru