Педагогические основы применения дидактической игры в процессе развития личности в вузе

Педагогика » Дидактические игры как средство развития профессионально-значимых качеств будущего учителя технологии и предпринимательства » Педагогические основы применения дидактической игры в процессе развития личности в вузе

Страница 9

Все представленные функции дидактических игр доказывают педагогические возможности системного использования игры на занятиях Предпринимательства, Менеджмента и Маркетинга с целью развития качеств личности будущего учителя технологии и предпринимательства. Очевидно, что при педагогическом проектировании и организации игровой учебной деятельности необходимо стремиться к целостной реализации всех функций в педагогическом процессе обучения учителя технологии и предприни-мательства, хотя в каждой игре в равной степени не всегда можно в равной степени реализовать все выделенные функции. Но то, что они взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга, свидетельствует о безусловной ценности применения дидактической игры как важного средства развития личности в процессе обучения.

В итоге анализа психолого-педагогической литературы по проблеме применения дидактической игры как средства развития личности можно сделать предварительные выводы.

С точки зрения психологии, игра и учение отражают взаимосвязи общения, познания и труда. Поскольку становление личности происходит именно в процессе деятельности, познания и общения, то дидактическую игру следует рассматривать как особый вид социальной деятельности, своего рода школу социального развития личности, в которой закрепляются свойства, качества, способности, необходимые для выполнения социальных и творческих функций.

В педагогических исследованиях дидактическая игра характеризуется как полифункциональное и многоаспектное средство обучения, воспитания и развития личности обучающихся, которое обладает большими потенциальными возможностями для повышения эффективности единого процесса всестороннего и гармоничного развития личности.

Дидактическая игра в вузе по своему содержанию является своеобразным видом целевой деятельности, включённой в процесс обучения учителя технологии и предпринимательства и обладающей такими структурными компонентами, как игровые учебные цели и задачи, соответствующие общим педагогическим чётко поставленным целям профессионального обучения, содержание, субъекты и правила игры, обеспечивающие усвоение как предметного содержания учебной дисциплины, так и норм социального поведения. Под дидактической игрой мы понимаем специально организованную учебно-познавательную деятельность, в которой приобретаются знания, формируются способы, умения, навыки, развиваются профессионально значимые качества личности обучающегося за счёт активного включения в социально-коммуникативное взаимодействие в обстановке состязательности и творческого поиска. При этом на основании концепции личностно ориентированного обучения и с учётом особенностей предметов Предпринимательство, Менеджмент и Маркетинг мы выделяем четыре вида дидактических игр: познавательные, проектировочно-исследовательские, имитационные, комплексные. В основе предлагаемой нами классификации – положение о том, что центральным звеном игровой ситуации является проблема, которая связывает познавательную деятельность человека с объективной действительностью.

Игры, включённые в процесс вузовского обучения, выполняют воспитательные, социально-ориентирующие, организационно-деятельностные, побудительно-стимулирующие, коммуникативные, психокоррекционные, рефлексивные, обучающие и развивающие функции, а также функции саморазвития и самоутверждения в развитии личности. В связи с этим можно предположить, что игровая деятельность на занятиях Предпринимательства, Менеджмента и Маркетинга может обеспечить развитие личности в плане умственного, нравственного, эстетического воспитания, целенаправленного совершенствования способностей каждого играющего, формирования воображения, суждений, приобретения способов познавательной деятельности в сочетании с приобретением знаний и действенным их освоением в ходе ролевого общения.

Ценным для вузовского образования представляется комплексный подход к игре, которая не противостоит традиционному типу обучения, не противоречит современной личностно ориентированной теории обучения. Это может стать условием педагогического проектирования такого интегрированного обучения, в котором объединятся все типы обучения, всё лучшее, что было, есть и будет в теории и технологии обучения. В связи с этим в вузах особую остроту приобретает вопрос системного отбора и проектирования видов и форм организации таких дидактических игр, которые служат совершенствованию вузовского процесса обучения, ориентированного на подготовку учителей технологии и предпринимательства, по своим личностным качествам отвечающего определённым нормам социального поведения, социальному заказу общества.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 

Информация по теме:

Основные механизмы процесса аудирования с точки зрения психологии
В предыдущем разделе было дано психологическое обоснование механизмам аудирования. Далее целесообразным представляется подробнее остановиться на основных механизмах процесса аудирования и его составляющих. Термин «аудирование» часто употребляется в качестве синонима термину «слушание», однако данны ...

Информационные технологии в работе с родителями
С каждым годом все большее количество людей получает доступ к компьютерным телекоммуникациям, сети Интернет, различным средствам ИКТ. Это связано с массовым распространением компьютеров и программного обеспечения, увеличением числа компьютеров, эксплуатируемых в домашних условиях, расширением облас ...

Сущность метода моделирования
Моделирование – наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т.д.) Метод моделирования, разработанный Д.Б.Элькониным, Л.А.Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н.Подьяковым, заключаетс ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru