Хронология. Формирование представлений о летоисчислении

Педагогика » Формирование у учащихся представлений об историческом времени » Хронология. Формирование представлений о летоисчислении

Страница 1

Развитие человеческого общества совершается во времени. Временная определенность является особенностью исторического факта (события, явления). Только определив время, можно установить связи изучаемого события с предшествующими и последующими, определить причины и следствия происходивших событий. Изучение истории требует умения представлять факты во времени. Даже яркие представления о прошлом, не связанные с представлением об определенном времени, лишены познавательной ценности и не являются знанием истории. Поэтому параллельно с формированием представлений о фактах у учащихся вырабатываются временные исторические представления, на основе которых усваивается хронология.

Курс истории содержит разные по значимости исторические даты. Определение даты исторического события или явления дается с большей или меньшей точностью, в зависимости от характера и значения: иногда указывается только век (IX в. – образование государства восточных славян Киевской Руси) или часть века (середина XVII в. – освоение Амурского края); основные даты требуют указания более точного времени (1240 г. – Невская битва), а в отдельных случаях сообщается не только год, но и день совершения события (5 апреля 1242 г. – Ледовое побоище). Самые основные даты представлены в хронологической таблице на форзацах учебника, но ими, естественно, не исчерпывается знание хронологии учащимися специальной (коррекционной) школы. В текстах учебной книги даты исторических событий представлены гораздо полнее.

Представления об историческом времени – это представления о соотношении определенного исторического факта с определенным временем, представления о длительности и последовательности исторических событий и явлений, об отдаленности их друг от друга и от современности. Создание представлений об историческом времени помогает представить поступательный характер развития общества, смену порядков (общественно-экономических формаций) и эпох.

Изучение хронологии призвано выработать у учащихся потребность и привычку локализовать во времени исторические факты, устанавливать между ними временные отношения, а если для этого недостает данных, то искать их. Оно формирует у школьников понимание исторического времени, вырабатывает способность мыслить историческими периодами, опираться в мышлении на свои хронологические знания. Все это определяет содержание и методику изучения хронологических знаний в школьных курсах истории.

Обязательная локализация исторических фактов во времени не означает сообщения учащимся и тем более заучивания ими хронологических дат всех фактов, включенных в школьный курс истории. В обучении возможны и необходимы различная конкретность и различные приемы локализации исторических фактов во времени. Они зависят от характера факта, его места в истории, а отсюда - и от задач установления его связей и отношений с другими фактами - кратковременными историческими событиями и долговременными процессами в истории общества.

В сознании учащихся по мере изучения ими истории формируется «хронологическая сетка», включающая даты событий и округленные даты процессов. В методической литературе ее сравнивают с градусной сеткой на картах. Частота «сетки» в школьных курсах истории различна и зависит от того, насколько освещение в них тех или иных исторических периодов насыщено фактами, между которыми устанавливаются временные отношения. Если в древней истории датируемые факты отделяются друг от друга тысячелетиями и столетиями, то по мере приближения к современности и при все более развернутом освещении исторического процесса возрастает и частота «хронологической сетки». Различна она также для периодов эволюционного развития общества и для периодов революций.

Недопустимо, однако, чисто формальное заучивание школьниками хронологических дат и установление отношений последовательности фактов только на основе механического сопоставления дат. Последовательность фактов познается также и на основе смысловых связей между ними, что, в свою очередь, служит в обучении опорой. Для сознательного и прочного запоминания хронологии. Учащиеся при усвоении хронологических дат должны подумать, какой факт мог быть раньше, какой позже и почему.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Интерпретация творчества С. Есенина в литературоведении
Изучением жизни и творчества Сергея Есенина занимались и занимаются многие литературоведы, среди них Мешков Ю.А., Захаров А.Н., Павлов Ю. М, Занковская Л.В., Влащенко В.И., Шубникова-Гусева Н.И. и другие. Сергей Есенин родился в селе Константинове Рязанской губернии 21 сентября (2 октября) 1985 год ...

Причины и следствия отклоняющегося поведения младших школьников
Отклоняющимся обычно называют поведение школьников, вызванное неспецифическими (т. е. не врожденными) факторами. Сюда относятся обычные детские шалости, нарушения дисциплины, иногда хулиганские поступки, свойственные детскому возрасту. Они чаще всего обусловлены ситуацией и детской готовностью их с ...

Возможности урока английского языка в развитии памяти младших школьников
В обширной литературе по дидактике, методике, педагогическим технологиям определение понятия «Урок», как правило, сводят к целостному, логически завершенному, ограниченному рамками примени отрезку образовательного процесса, в котором учебная работа проводится с постоянным составом учащихся примерно ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru