Далее необходимо научить учащихся обозначать века и находить их границы. Для этого нужно вспомнить римскую нумерацию (ее изучали в 5–6 классах на уроках математики) и объяснить, что в исторической науке принято века обозначать римскими цифрами, а даты событий – арабскими. Каждый новый век начинается с первого года и заканчивается сотым: например, XIX в. – 1801–1900 гг., XX в. – 1901–2000 гг. и т. д. Можно дать графическое изображение веков и попросить учеников определить их границы.
Далее нужно научить школьников соотносить дату с веком (определять по дате век). Например, 1812 г. – это XIX в. Две первые цифры (18) обозначают, сколько веков уже пройдено, две оставшиеся (12) – какой идет год следующего века. Если дата оканчивается двумя нулями (1500 г.), она относится к веку, обозначенному двумя первыми цифрами – к XV в.
Для закрепления этого материала можно дать ученикам практическое задание на соотнесение дат и веков. Им предлагается таблица с обозначенными веками, на доске – перечень годов, записанных без хронологической последовательности (события, связанные с этими датами, не называются, так как учащиеся еще не приступили к их изучению). Ученики должны заполнить таблицу «Век. Даты», расположив указанные годы (1812,1945, 1773,1850,1612, 2000) в соответствии с веком (XX, XIX, XVIII, XVII). Ученики должны внести даты в таблицу.
Могут быть предложены и другие задания на закрепление данного материала, например, на определение части века, к которой относится дата: 1242 г. – XIII в., его середина, первая половина, вторая четверть, пятое десятилетие. Но подобная работа трудна для учащихся специальной (коррекционной) школы, т. к. требует не только хорошей временной ориентировки, но совершения сложных мыслительных операций, связанных с расчленением числа, и наличия вычислительных навыков. Поэтому такие задания можно предлагать индивидуально, учитывая познавательные возможности учащихся.
Практические работы подобного рода могут быть предложены ученикам и в качестве домашнего задания. На следующем уроке проверяется его выполнение, исправляются и разбираются ошибки. В качестве закрепления учитель проводит цифровой диктант: диктует даты, а учащиеся записывают века, используя римскую нумерацию.
III этап – работа с «лентой времени». «Лента времени» – это пособие, помогающее представить длительность и последовательность событий и процессов, глубину исторического времени, сформировать представление о веке, тысячелетии, умение соотносить даты с веками. С «лентой времени» ученики знакомятся на одном из вводных уроков к курсу истории, а затем она постоянно используется при изучении каждой темы программы.
«Лента времени» обычно изготовляется из плотной бумаги, должна быть достаточного формата, чтобы удобно было вести фронтальную работу. Она разбивается на одинаковые отрезки – «века», с обозначением их границ. С учетом того, что учащиеся специальной (коррекционной) школы знакомятся с историей Отечества приблизительно с VIII в., с этого века и начинается «лента времени» (VIII–XXI вв.). Для индивидуальной работы учащихся на уроках и дома могут быть изготовлены «ленты времени» небольшого формата в виде складных книжек (книжек-ширм). Внизу по всей длине «ленты времени» обязательно должна быть наклеена полоса бумаги (кармашки), куда вставляются карточки с датами.
Работа с «лентой времени» хорошо представлена в методической литературе. Вот один ее из вариантов: «Учитель называет дату исторического события, она фиксируется на доске или аппликационной карточке (зрительное восприятие), затем соотносится с событием, о котором пойдет речь на уроке (например, 1240 г. – захват Киева войсками Батыя), определяется век этого события, часть века (первая или вторая половина), затем отыскивается на «ленте времени». Происходит усвоение категорий «год», «век».
Информация по теме:
Некоторые особенности коррекционной помощи детям с нарушенным эмоциональным развитием в раннем возрасте
Уже в первые три месяца жизни нормально развивающегося ребенка заметен прогресс в его эмоциональной сфере: малыш не только плачет, но и смеется. В 3—4 месяца младенец пытается установить эмоциональный контакт со взрослым. Он улыбается, заглядывает в глаза, издает звуки и реагирует на попытки взросл ...
Понятие дидактической поисковой модели
Дидактические поисковые модели основаны на продуктивной деятельности учащихся в ходе решения проблем. Понятие "дидактические поисковые модели" отличается от понятия метода обучения, т.к. включает в себя, кроме метода обучения, также и деятельность учащихся и позицию учителя. Обобщенной ба ...
Методы обучения, их классификация
Понятие «метод обучения» довольно сложное, что обусловлено чрезвычайной многогранностью процесса, который должен отражать сущность данной категории. Г. Ващенко подал содержание общих методов обучения и их классификацию. По его мнению, метод обучения - это средство или система средств, сознательно п ...