Хронология. Формирование представлений о летоисчислении

Педагогика » Формирование у учащихся представлений об историческом времени » Хронология. Формирование представлений о летоисчислении

Страница 2

В «хронологической сетке» взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом годовые даты событий и даты округленные - по векам, частям века, десятилетиям. Как показывает опыт, школьники труднее запоминают, но устойчивее сохраняют в памяти годовые даты. Установление связей годовых дат с веком и его частями не только позволяет запомнить те и другие даты, но и помогает осознать место датируемых фактов в историческом процессе. С другой стороны, годовые даты, связанные с веком, десятилетием, помогают лучше усвоить специфику истории этих отрезков времени. Опираясь на разные по своему характеру даты, школьники учатся оперировать в локализации исторических фактов годами и месяцами, десятилетиями и веками.

Роль хронологии как костяка исторических знаний особенно отчетливо проявляется в познании учащимися периодизации исторических процессов. Конечно, периодизация в первую очередь требует усвоения качественных отличий каждого периода от периодов, ему предшествовавшего и за ним следовавшего. Но также необходимо и прочное знание хронологических рамок, ограничивающих периоды. Эти знания приобретают большую четкость и устойчивость при условии, что рамки периодов определяются не только веками или десятилетиями, а конкретными датированными событиями, например открытием Америки в 1492 г. или началом английской революции в 1640 г. Даты исторических периодов входят в качестве одного из основных элементов в «хронологическую сетку».

Программой предусмотрены вводные уроки к курсу истории, на одном (или нескольких) из них необходимо уточнить временные представления учащихся, сформированные за предыдущие 6 лет обучения, познакомить их с летоисчислением, «лентой времени», «хронологической таблицей». В работе, связанной с формированием временных исторических представлений можно выделить несколько этапов:

I этап – уточнение понятий исторического времени, временных отношений. Установление хронологической последовательности исторических событий и явлений основывается на понимании временных отношений, выраженных понятиями: «во время», «до» и «после», «давно» и «недавно», «раньше» и «позже» и т.д. С ними ученики уже знакомы и учитель истории уточняет в беседе эти понятия, чтобы в дальнейшем опираться на них.

У учащихся создаются образные представления о длительности исторического времени, его последовательности. Прослеживаются следующие закономерности: чем дата меньше, тем человек раньше родился, значит, он старше, и наоборот, чем дата больше, тем человек позже родился, значит, он моложе. Подобные закономерности будут прослеживаться и при работе с датами исторических событий. Трудность заключается в том, что учащиеся должны понять зависимость между величиной числа (датой) и отдаленностью происшедшего события.

II этап – знакомство с летосчислением. Само понятие «летосчисление» учащимся специальной (коррекционной) школы можно не давать, но учитель должен уточнить, что в истории счет событий ведется по годам и векам, тысячелетия упоминаются редко. Что такое «год», ученики уже представляют (в году 365 дней, начался новый учебный год и т. д.), знают они и что такое «век» (это 100 лет), но, тем не менее это понятие остается для них абстрактным. Поэтому работе над понятием «век» следует уделить должное внимание.

Век – это 100 лет, значит иначе можно сказать – «столетие». Много это или мало? Если для ученика четырнадцати лет это очень большой отрезок времени, то для истории – это всего лишь миг. Чтобы лучше представить понятие «век», надо показать, сколько поколений появляется на свет и проживает жизнь за 100 лет. Сделать это можно с помощью линии времени, начерченной на доске, и нескольких аппликаций с фигурками людей.

Определив условно даты рождения людей, можно показать, очевидцами и участниками каких исторических событий они были (например, человек, родившийся в начале века, пережил несколько революций, работал на стройках первых пятилеток, был участником Великой Отечественной войны; его сын тоже пережил войну и восстанавливал страну, наблюдал 1-ый полет человека в космос и т.п.). Таким образом, ученики должны усвоить, что 100 лет (век) – это жизнь 3–4 поколений. Учитель обращает внимание учащихся на то, что события, происходившие в истории, охватывают деятельность очень многих поколений.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Основные направления логопедической работы по обучению словообразованию детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией
Важнейшим условием школьной адаптации является речевая готовность, обеспечивающая усвоение школьной программы, успешное овладение орфографически правильным письмом. Овладение орфографическими умениями и навыками предполагает достаточно высокий уровень сформированности языковых, в том числе и морфол ...

Проблемные ситуации при изучении лирического произведения
Средства создания проблемной ситуации во многом зависят от рода литературного произведения. Читательское восприятие лирики обнаруживает особенно тесную связь общего уровня литературного развития и постижения данного стихотворения. Ученики с низким уровнем литературного развития даже при верных эмоц ...

Описание структуры университетского образования
Обращаясь к истории возникновения университета (15,5), можно проанализировать, что ученые, философы и педагоги боролись за сохранение главного назначения университетов – быть эталонами, центрами высокого знания, очагами развития интеллекта и культуры духовного мира человека. Начиная с момента зарож ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru