Хронология. Формирование представлений о летоисчислении

Педагогика » Формирование у учащихся представлений об историческом времени » Хронология. Формирование представлений о летоисчислении

Страница 2

В «хронологической сетке» взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом годовые даты событий и даты округленные - по векам, частям века, десятилетиям. Как показывает опыт, школьники труднее запоминают, но устойчивее сохраняют в памяти годовые даты. Установление связей годовых дат с веком и его частями не только позволяет запомнить те и другие даты, но и помогает осознать место датируемых фактов в историческом процессе. С другой стороны, годовые даты, связанные с веком, десятилетием, помогают лучше усвоить специфику истории этих отрезков времени. Опираясь на разные по своему характеру даты, школьники учатся оперировать в локализации исторических фактов годами и месяцами, десятилетиями и веками.

Роль хронологии как костяка исторических знаний особенно отчетливо проявляется в познании учащимися периодизации исторических процессов. Конечно, периодизация в первую очередь требует усвоения качественных отличий каждого периода от периодов, ему предшествовавшего и за ним следовавшего. Но также необходимо и прочное знание хронологических рамок, ограничивающих периоды. Эти знания приобретают большую четкость и устойчивость при условии, что рамки периодов определяются не только веками или десятилетиями, а конкретными датированными событиями, например открытием Америки в 1492 г. или началом английской революции в 1640 г. Даты исторических периодов входят в качестве одного из основных элементов в «хронологическую сетку».

Программой предусмотрены вводные уроки к курсу истории, на одном (или нескольких) из них необходимо уточнить временные представления учащихся, сформированные за предыдущие 6 лет обучения, познакомить их с летоисчислением, «лентой времени», «хронологической таблицей». В работе, связанной с формированием временных исторических представлений можно выделить несколько этапов:

I этап – уточнение понятий исторического времени, временных отношений. Установление хронологической последовательности исторических событий и явлений основывается на понимании временных отношений, выраженных понятиями: «во время», «до» и «после», «давно» и «недавно», «раньше» и «позже» и т.д. С ними ученики уже знакомы и учитель истории уточняет в беседе эти понятия, чтобы в дальнейшем опираться на них.

У учащихся создаются образные представления о длительности исторического времени, его последовательности. Прослеживаются следующие закономерности: чем дата меньше, тем человек раньше родился, значит, он старше, и наоборот, чем дата больше, тем человек позже родился, значит, он моложе. Подобные закономерности будут прослеживаться и при работе с датами исторических событий. Трудность заключается в том, что учащиеся должны понять зависимость между величиной числа (датой) и отдаленностью происшедшего события.

II этап – знакомство с летосчислением. Само понятие «летосчисление» учащимся специальной (коррекционной) школы можно не давать, но учитель должен уточнить, что в истории счет событий ведется по годам и векам, тысячелетия упоминаются редко. Что такое «год», ученики уже представляют (в году 365 дней, начался новый учебный год и т. д.), знают они и что такое «век» (это 100 лет), но, тем не менее это понятие остается для них абстрактным. Поэтому работе над понятием «век» следует уделить должное внимание.

Век – это 100 лет, значит иначе можно сказать – «столетие». Много это или мало? Если для ученика четырнадцати лет это очень большой отрезок времени, то для истории – это всего лишь миг. Чтобы лучше представить понятие «век», надо показать, сколько поколений появляется на свет и проживает жизнь за 100 лет. Сделать это можно с помощью линии времени, начерченной на доске, и нескольких аппликаций с фигурками людей.

Определив условно даты рождения людей, можно показать, очевидцами и участниками каких исторических событий они были (например, человек, родившийся в начале века, пережил несколько революций, работал на стройках первых пятилеток, был участником Великой Отечественной войны; его сын тоже пережил войну и восстанавливал страну, наблюдал 1-ый полет человека в космос и т.п.). Таким образом, ученики должны усвоить, что 100 лет (век) – это жизнь 3–4 поколений. Учитель обращает внимание учащихся на то, что события, происходившие в истории, охватывают деятельность очень многих поколений.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Опыт внедрения религиозного компонента в учебные программы государственных школ
В современной педагогической практике ещё не сложились стандарты обучения в области религиозного образования. Это затрудняет не только работу учителей, но и влияет на усвояемость нового материала учениками. Что бы понять роль подобного предмета не только в школьной программе, но и системе среднего ...

Понятие гуманных отношений
Гуманизм - (от латинского humans - человеческий, человечный) это признание ценности человека, как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждения блага человека как критерия оценки общественных отношений. Гуманность – это человечность, человеколюбие, уважение ...

Влияние занятий с тяжестями на различные стороны физического состояния детей, подростков и юношей
Многочисленные исследования показали, что максимальная сила кисти и предплечья с возрастом увеличивается. Наибольший прирост ручной силы происходит в среднем или старшем школьном возрасте. Различия между силой правой и левой руки у детей до 13—14 лет недостоверны. Начиная с 14—15 лет, разница между ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru