Активность в стимулировании учебной деятельности

Страница 1

Работа преподавателя по стимулированию учебной деятельности немыслима без опоры на активность учащихся. В дидактике вопрос о сущности активности учащихся не получил однозначного и общепризнанного решения. Известно, что познавательная активность — важный показатель состояния личности, относящейся к субъекту учебного познания. Активность учащихся в обучении обычно рассматривают как бесспорный дидактический принцип, включая его при этом в такие сочетания: «сознательность и активность», «сознательность, активность и самостоятельность», «сознательная активность и самостоятельность».

Однако высказываются и возражения против подобного подхода, поскольку активность как принцип обучения неправомерно попадает в подчиненное положение по отношению к другим дидактическим принципам. Обоснованно предлагается отвести принципу активности ту важную роль, которую он на самом деле выполняет, выделить и рассматривать его как самостоятельный.

Пересмотр положения о роли принципа активности в системе других дидактических принципов, выделение его в самостоятельный имеет особое значение для профессиональной школы, призванной воспитывать у специалиста предприимчивость, инициативность, умение брать на себя ответственность в решении хозяйственных задач, формировать у него активную жизненную позицию.

При рассмотрении соотношения принципа активности и других принципов обучения выявляется зависимость возможности их реализации от активности учащихся в обучении. Если мы возьмем, например, соотношение принципов сознательности и активности, то увидим, что целенаправленная активность, конечно, не может быть неосознанной, но в то же время и сознательность без активности попросту бесплодна. При отсутствии активности учащихся остаются как бы незадействованными другие факторы и средства процесса обучения, обеспечивающие его движение к цели. Поэтому познавательная активность учащихся выступает как условие достижения цели обучения.

В педагогической литературе можно встретить различные определения сущности познавательной активности. Она рассматривается как готовность (способность и стремление) к энергичному овладению знаниями при упорных систематических волевых усилиях (Н. А. Половникова), как проявление преобразовательного отношения субъекта к окружающим предметам и явлениям (Л. П. Аристова), как волевое действие, деятельное состояние, характеризующее усиленную познавательную деятельность личности (Р. А. Низамов), как проявление потребности жизненных сил обучаемого (Г. И. Щукина), как качество деятельности, в котором проявляется личность учащегося с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательных целей (Т. И. Шамова).

Активность нередко связывают с различными физическими действиями в процессе учебного труда. Указывают на необходимость соединения активности мысли с активностью рук. Известны исследования, устанавливающие связь познавательной активности с глазодвигательной активностью в процессе решения наглядной мыслительной задачи. Как активность расценивается также внимательное слушание преподавателя, молчаливое сосредоточение на своих мыслях, пристальное наблюдение за демонстрируемым опытом, несмотря на отсутствие внешних проявлений активности со стороны учащегося. Эти факторы привели к необходимости различать активность внешнюю (моторную) и внутреннюю (мыслительную).

Психологи и дидакты обращают внимание на зависимость активности от психических процессов (внимание, воображение, анализ, синтез, догадки, предложения, сомнения, интерес, настойчивость, энтузиазм и др.).

В выступлениях по проблеме активности в обучении прослеживается стремление связать все основные аспекты активности в первую очередь с отношением к предмету и процессу деятельности, а цель деятельности при этом как бы отодвигается на второй план. Между тем активность учащегося в обучении выражает его отношение прежде всего к цели деятельности. За активностью человека стоит его потребностно - мотивационная сфера, состояние которой непосредственно связано с целью деятельности и обусловливает эту активность. Сознательная цель человека является той силой, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю.

Сознательная активность, будучи движущей силой целенаправленной учебно-познавательной деятельности, определяет ее результативность. Поэтому ее правомерно рассматривать не только как условие, но и как средство достижения цели обучения.

Активность студента — понятие широкое. Она имеет философский, биологический, социологический, психолого-педагогический аспекты. В данном случае нас интересует психолого-педагогический, аспект этого термина. В психолого-педагогической литературе нет однозначного определения активности человека в учебном процессе. Часто психологи, педагоги сосредоточивают свое внимание на каком-то одном - двух признаках активности и характеризуют ее как «напряжение умственные сил» или «проявление инициативы, интереса», как «способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями» и т. д.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Роль русского православного искусства в духовно-нравственном развитии младших подростков
Религиозно-духовная культура всегда являлась частью жизни народа, в ней по-своему воплощены черты его характера, психологии, особенностей быта, история; в ней накоплено большое количество произведений, имеющих высокую эстетическую и нравственную ценность. Духовная культура представляется тем пласто ...

Использование литературы на уроках музыки
Не большой экскурс в суть этих двух видов искусств – литературы и музыки, позволяет сделать выводы о взаимосвязи между ними, заключающимися, как минимум, в следующем: • в единстве возникновения: один источник – звук; • в общности средств выразительности: громкость (динамика), темп, тембр, ритм, жан ...

Виды аудиовизуальных и технических средств, используемых в обучении школьников младших классов
Изучение особенностей использования ИКТ при обучении школьников должно включать знакомство с разными аспектами проникновения информационных технологий в сферу общего среднего образования. В частности, необходимо детальное рассмотрение используемых в школьном образовании технических средств информат ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru