Активность в стимулировании учебной деятельности

Страница 3

Творческая активность — это сложное отношение человека к действительности, комплекс его свойств, в единстве выступают интеллектуальные, волевые, эмоциональные процессы. Творческая активность есть стремление студента проникнуть в сущность изучаемых явлений, стремление к применению новых приемов преодоления затруднений, способность вносить элементы новизны в способы выполнения учебного задания, решения задач.

В познавательной деятельности студента творческая активность характеризуется направленностью его действий на глубокое выявление свойств вещей, явлений а иногда на создание новых духовных и материального общественно значимых ценностей.

Творческая активность вызывает положительное эмоциональное состояние — подъем, радость проникновения в суть явления, открытия.

Таким образом, можно сказать, что познавательная активность — это проявляемое учащимся отношение к учебно-познавательной деятельности, которое характеризуется стремлением достичь поставленную цель. При этом возможна иерархия целей, обусловливающих познавательную активность. Так, на стадии недостаточной сформированности у учащегося познавательной потребности главной целью в решении учебно-познавательной задачи для него может оказаться не овладение конкретным знанием, а, например, получение удовлетворения, испытание чувства удовольствия от похвалы преподавателя за ее правильное решение.

Активность следует рассматривать в двух различных, но взаимосвязанных аспектах: активность как выражение отношения к познанию в конкретной учебной ситуации (в связи с конкретной целью) и активность как качество личности социального значения. Первая участвует в формировании второй. Только определенное отношение учащегося к учебно-познавательной деятельности, складывающееся от ситуации к ситуации в ходе обучения, приводит к постепенному превращению этого отношения в устойчивую черту, характеризующую качество личности. За этим превращением стоит усложнение структуры потребностно-мотивационной сферы, возрастание уровня самостоятельности и сознательности личности.

Приведенное выше определение активности характеризует ее в общем плане, активность как таковую. Однако в сфере профессиональной подготовки кадров возникает необходимость связать понятие активности обучающихся с фактором времени. Воспитание целеустремленности неправомерно строится на смешении понятий «активность» и «самостоятельность».

В решении вопроса об оценке (по уровню) активности и управления ею важно установить, что является мерилом активности, позволяющим судить об ее уровне. Опираясь на методологию целостного подхода к деятельности, можно сделать вывод, что мерилом активности как репродуктивной, так и в учебно-творческой познавательной деятельности является ее результативность в пределах заданного (запланированного) времени деятельности, соотнесенная с познавательными возможностями учащегося на данный момент.

Именно в результативности деятельности получают свой выход потребностно-мотивационная сфера, нравственно-волевая мобилизованность, настрой учащегося на достижение цели, стремление его реализовать свои познавательные возможности. Активность выступает как средство преодоления сложного противоречия между возможностью и действительностью в учебном процессе.

Познавательные возможности учащегося в реальном учебном процессе обычно достаточно хорошо известны педагогу, хотя они и представляют собой сложный комплекс личностных качеств учащегося: его знания, умения и навыки, владение приемами умственной деятельности, память, воля и другие психофизиологические свойства, а также физические данные и состояние. Нередко преподаватель может заранее сказать, окажется ли нетрудной, трудной или вообще непосильной для учащегося конкретная учебно-познавательная задача. Если фактический результат деятельности, полученный обучаемым, оказывается ниже его познавательных возможностей, преподаватель вправе говорить о недостаточной активности в учении.

Рассматривая достигнутый результат в решении учебно-познавательной задачи в пределах отведенного времени путем соотнесения этого результата с познавательными возможностями учащегося как решающий показатель его активности, преподаватель не упускает из виду и способность обучаемого находить решения с помощью интуиции, догадки, озарения, а также такие внешние проявления в деятельности, как внимательность, сосредоточенность, старательность, усидчивость, настойчивость, аккуратность, которые свидетельствуют, хотя бы и косвенно, об активности в познании.

То, что учащийся сумел правильно и полностью решить учебно-познавательную задачу, не всегда говорит о том, что он проявил при этом оптимальную активность. В подобном случае можно предположить, что задача и не требовала этого. В учебном процессе встречаются и такие ситуации, когда учащийся, получивший неполный результат, работал с наибольшей для него активностью, т. е. достиг максимума того, чего мог достигнуть в данной учебной ситуации. Преподаватель, основываясь на своем знании индивидуальных особенностей обучаемых, устанавливает, кто из них действовал в полную меру своих сил, активно и добился результата в соответствии с возможностями, а кто — ниже своих возможностей, был недостаточно активным, и принимает соответствующие решения, относящиеся как к уровню сложности учебно-познавательных задач, предлагаемых учащимся, так и к управлению их познавательной активностью другими дидактическими средствами.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Роль игры в организации индивидуального подхода в обучении
В развитии ребенка и коллектива детей огромная роль принадлежит основному виду детской деятельности в дошкольный период - игре. Психологи и педагоги изучают происхождение игры, ее место в жизни ребенка, возможности эффективного использования игр для решения воспитательных задач. Социальный характер ...

Некоторые направления деятельности педагога В.Э.Попова при использовании политологического подхода при изучении обществознания
Урочная деятельность педагога и учащихся: использование наиболее эффективных форм организации занятий (урок-дискуссия, проблемы-задания, деловые игры, практикумы, лабораторные работы); использование на уроках возможностей Интернета; работа с материалами местной и областной прессы; проведение полити ...

Приемы решения физических задач
Условно структуру деятельности по решению задачи можно представить следующим образом: Решение любой задачи, и не только физической, начинается с анализа условия. Учащийся должен осознать условие, увидеть физическое явление, о котором идет речь в задаче. На этапе поиска решения ученик вспоминает физ ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru