Интеллектуальная одаренность

Страница 4

Интеллектуальная одаренность – это умственная продуктивность;

"Умственная одаренность есть общая способность сознательно направить свое мышление на новые требования, есть общая умственная способность приспособления к новым задачам и условиям жизни" (В.Штерн)

Интеллектуальная одаренность – это высокие умственные способности, включающие быстрое усвоение материала, выдающуюся память, гибкость и продуктивность мышления, которые в большинстве случаев сопровождаются стремлением к знаниям.

Интеллектуальная одаренность – это системное, развивающееся качество психики, определяющее возможность достижения человеком высоких, необычных или незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Интеллектуально одаренные подростки выделяются яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности (актуальная одаренность) или имеют внутренние, потенциальные предпосылки и психологические возможности для таких достижений (потенциальная одаренность).

В качестве основных сфер проявления интеллектуальной одаренности выделяют:

интеллектуальную (высокий уровень развития мышления, памяти, воображения, позволяющих успешно решать различные задачи);

сферу академических достижений (быстрое продвижение в различных областях знания);

креативность (стремление к творческим, нестандартным решениям, независимость в суждениях, гибкость в решении проблем);

общение и лидерство (легкость в общении, принятие ответственности, умение быть партнером);

сферу художественной деятельности (успешность в различных видах искусства: музыке, изобразительной деятельности и др.);

двигательную сферу (хорошая зрительно– двигательная координация, владение своим телом, интерес к занятиям, требующим физической нагрузки).

При этом выделяют семь относительно независимых видов интеллекта, через которые общая интеллектуальная одаренность становится специальной:

лингвистический, основанный на чувствительности к смыслу и эффективной вербальной памяти;

логико-математический, как способность оперировать категориями, понятиями и символами;

пространственный, как способность воспринимать и создавать зрительно-пространственные композиции, оперировать объектами в уме;

телесно-кинестетический, как способность использовать двигательные навыки;

музыкальный – способность исполнять, сочинять и эмоционально воспринимать музыку;

интраперсональный – способность понимать и опознавать собственные чувства;

интерперсональный – способность замечать и различать мотивацию, намерения, темперамент других людей. Часто 6 и 7 виды одаренности выступают вместе.

Все они характеризуют интеллектуальную одаренность в ее специфических проявлениях.

Потенциальная одаренность проявляется и развивается при благоприятных условиях.

На уровень интеллекта влияют многие факторы среды, начиная от социальных и культурных условий и кончая физико-химическими воздействиями. Один из главнейших факторов – обучение. У детей, бросивших учебу, IQ снижается, а у тех, кто переходит из плохой школы в хорошую – повышается. Специальные программы, направленные на то, чтобы обогатить в социальном и культурном отношении среду дошкольников из неблагополучных семей, часто улучшают показатели интеллекта у этих детей, однако если после этого ребенок попадает в обычную школу, его IQ может снова снизиться. Ряд наблюдений показал, что специально организованная обогащенная среда в младенчестве и раннем детстве обычно оказывает умеренное, но стойкое влияние на IQ и, что более важно, на успеваемость.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Сущность проблемного обучения
Проблемная ситуация - это психическое состояние интеллектуального затруднения, вызванное, с одной стороны, острым желанием решить проблему, а с другой - невозможностью это сделать при помощи наличного запаса знаний или с помощью знакомых способов действия, и создающее потребность в приобретении нов ...

Педагогическое проектирование системы личностно ориентированных дидактических игр
Применение технологий обучения обеспечивает логическую последовательность постановки и решения педагогических задач на основе выбора содержания, форм, методов и средств обучения, адекватного целям подготовки будущего учителя технологии и предпринимательства. Неслучайно поэтому, внедрение педагогиче ...

Исследование пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией
Исследование пространственных представлений было организовано в детском саду № 471 Калининского района г. Новосибирска с детьми 3-4 лет (вторая младшая группа). Детский сад работает по программе "Обучение и воспитание в детском саду". Автор: М.А. Васильева. Исследование было организовано ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru