Взаимосвязь формирования речи детей раннего возраста с развитием мелкой моторики

Педагогика » Формирование речевых умений детей 2-3 летнего возраста посредством работы над мелкой моторикой руки » Взаимосвязь формирования речи детей раннего возраста с развитием мелкой моторики

Страница 3

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например, «Сорока»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д.

Возможность познания окружающих предметов у детей раннего возраста в большей степени связана с развитием действий рук. Со стороны может показаться, что ребенку протянуть руку к предмету, достать и взять его настолько просто, что это не заслуживает особого внимания.

Но какими бы простыми не казались эти действия, нужно отметить: у ребенка первых месяцев жизни они еще отсутствуют, младенец еще не может выполнять координированные, целенаправленные действия. Ведь в первые месяцы жизни все движения ребенка, в том числе и движения рук, носят безусловно — рефлекторный характер, то есть возникают без целенаправленного волевого усилия — они не преднамеренны.

Целенаправленные, преднамеренные действия возникают у ребенка в процессе воспитания и обучения его взрослыми.

Многие ученые считают, что развитие речевого центра в левом полушарии обусловлено ведущей ролью руки в трудовой деятельности. Еще Ф.Энгельс писал: «Только благодаря труду, благодаря приспособлению корыстных преступлений все новым операциям, благодаря передаче по наследству достигнутого путем особого развития мускулов, связок и, за более долгие промежутки времени, также и костей и благодаря все новому применению этих переданных по наследству усовершенствований к новым, все более сложным операциям — только благодаря всему этому человеческая рука достигла той высокой степени совершенства, на которой она могла как бы силой волшебства вызвать к жизни картины Рафаэля, статуи Торвальдсена, музыку Поганини». Иными словами Ф. Энгельс рассматривал труд и членораздельную речь, как главные стимулы, под влиянием которых развивался человеческий мозг, в процессе труда совершенствовалась правая рука и механизм речи, тесно связанные с трудовыми процессами.

Не случайно в истории развития человечества роль рук подчеркивается особо. Именно руки дали возможность развить путем жестов тот первичный язык, с помощью которого происходило общение первобытных людей.

Исследования развития движений рук ребенка представляет интерес не только для педагогов и психологов, но и для других специалистов (философов, языковедов, историков, биологов и т.д.), так как руки, обладая многообразием функций, являются специфическим человеческим органом.

Интересен онтогенез развития действий рук ребенка. И.М. Сеченов был одним из первых ученых, подвергших критике теорию наследственной предопределенности развития движений ребенка, как результат созревания определенных нервных структур. Он писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, И.П. Павлов и др.

Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, головы, рук, подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.

Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки, есть еще одна речевая зона мозга.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Описание организационной формы передачи учителям методики работы с творческими работами
В 2002 – 2003 годах на базе гимназии №1 “Универс” по заказу института повышения квалификации проходил семинар для учителей по теме: “Руководство творческими работами по математике в 6 и 7 классах”, проводимый сотрудниками лаборатории развивающего обучения математике института психологии и педагогик ...

Программа элективного курса по математике
«Основы теории вероятностей и математической статистики» Элективный курс «Основы теории вероятностей и математической статистики» разработан для обеспечения старшеклассников занятиями по выбору из вариативного компонента базисного учебного плана в старшей профильной школе. Предлагаемый элективный к ...

Компетентностно-деятельностный подход к обучению иностранным языкам в высшей школе
Отличительной чертой XXI века является то, что он назван ЮНЕСКО «веком полиглотов», т. е. знание не только одного, а нескольких иностранных языков становится необходимым условием образованности в информационном (постиндустриальном) обществе, Следовательно, важнейшим требованием к уровню и качеству ...


Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduintro.ru